ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Morituri Solutamus1

(о петушиных боях и тех, кто в них участвует)

«ZOO-FITO» № 5 `1999

Жертвоприношение — одно из древнейших проявлений человеческой природы. Правда, в этом люди не были первыми — приносить в жертву своих братьев по виду способны многие из живых существ. Однако их жертвы никогда не выходят за рамки борьбы за существование и не принимают иных форм, кроме каннибализма — то есть подчинены жесткой логике: смерть одних несет жизнь другим. То, что люди именуют абстрактным мышлением, позволило им расширить границы применения этого природного способа регуляции численности популяций. Жертвы, приносимые людьми, обращены к более «высоким» целям и опираются на более сложные доктрины. Они даже не всегда касаются борьбы за «место под солнцем» в тех или иных формах, зачастую лишь удовлетворяя глубоко скрытые наклонности и комплексы неполноценности, заклейменные цивилизацией как атавизм, но нисколько от этого не пострадавшие.
Жертвоприношение в человеческой практике — либо ритуал, либо зрелище, либо — и то, другое сразу. Культовые отправления, показательные казни, гладиаторские бои — лишь немногие примеры подобных актов в общественно-массовом масштабе. Толпу притягивает зрелище страданий и смерти, что же касается личностей жертв — это вопрос второстепенный, принципиально важно лишь разнообразие, смена впечатлений. «Классикой жанра» в этом отношении могут служить программы древнеримских цирков, составленные с непревзойденной фантазией и подлинным размахом — сказать, чего там не было, гораздо сложнее, чем перечислить то, что имелось. А главное — эти развлечения отличались истинным демократизмом — право умереть на римских аренах имели все.
С тех пор ничего не изменилось в психологии масс, по прежнему требующих «хлеба и зрелищ» — и в перерывах между войнами люди устраивают революции, в крайнем случае — охотятся или организуют другие «развлечения» с учетом местного менталитета и фауны — например, собачьи или петушиные бои.
Петух — птица универсальная и потенциально жертвенная — жрецы каких только религий не возлагали его на свои алтари. Однако люди предоставили ему еще один вид смерти — гибель в бою. С тех пор поединки этих птиц прочно стоят в ряду подобных им «видов спорта», участниками которых могут быть любые существа, способные проливать кровь, страдать и умирать. Кроме того, в петухе многие народы издавна видели средоточие мужских достоинств, в связи с чем и обрекали на вполне мужское предназначение.
Сражения бойцовых петухов описаны еще в древности — в Египте, Сирии, Греции, Византии. Бесстрашно бросающийся в бой петух был распространенным символом, украшавшим щиты и штандарты средневековых рыцарей. В Древнем Китае и Индии бойцовые птицы были доступны только богатым людям, заключавшим на них крупные пари — победы их птиц приносили им большие деньги, порой — целые состояния.
Родиной современных бойцовых пород считается Средняя и Малая Азия — именно азиатские бойцовые куры послужили основой для выведения английских, немецких, малайских, узбекских и многих других пород бойцового типа, одни названия которых — исчерпывающая география петушиного спорта.
Разрабатывались правила схваток и стандарты боевых качеств петухов; готовились арены и ринги; строго оценивались бойцовые формы петухов: развитая мускулатура груди, крепкий костяк, небольшая, но широкая в лобной части голова, развитые надбровные дуги, придающие лицу свирепость, слабо развитые гребень и сережки, крепкий клюв, длинная шея, вертикальная постановка корпуса, высоконогость, плотно прилегающее к телу оперение. Окраске оперения значения не придавали: ценились воинственность, крепость и темперамент — потенциальные черты победителей. Наделенных ими петухов ценили высоко, их черты передавались потомкам; из поколения в поколение птицы становились все более и более специализированно совершенными. Не имея возможности в рамках одной статьи окинуть взором панораму развития петушиного спорта в мировом масштабе, проследим некоторые характерные особенности в пределах конкретного региона — например, островов бассейна Индийского океана, крупнейшим из которых, как известно, является Мадагаскар. Петушиный спорт пришел сюда с берегов туманного Альбиона вместе с английскими колонизаторами. Викторианская эпоха памятна в том числе и тем, что именно при королеве Виктории стали появляться и множиться общества охраны животных, в связи с чем петушиные (равно как и собачьи) бои в Англии были запрещены. Однако в колониях, куда всегда с трудом доходили веяния из метрополий и чей уровень «цивилизованности» всегда был на порядок ниже, они пустили прочные корни.
Петушиные бои — жестокое зрелище, что, впрочем, только способствует росту их популярности. Вообразите себе эту картину: окровавленные, обессилевшие птицы, отчаянно вцепившись клювом в клюв, выворачивают друг другу шеи, безжалостно долбят друг друга в голову и зоб или, взлетая из последних сил, пускают в ход остро отточенные шпоры, пытаясь сбить с ног или ранить противника, а если повезет — то и перерезать ему горло; все это происходит в окружении обезумевшей горланящей и приплясывающей толпы.
Жизнь пернатых гладиаторов более сурова, чем жизнь их двуногих собратьев по ремеслу во все времена. Даже рабы на аренах римских цирков имели определенные шансы, дававшие им надежды, которые порой оправдывались. У пернатых же бойцов лишь две перспективы — пасть в бою или, получив увечья в схватке, пойти под нож проигравшего хозяина — конечно, если до того они не «уйдут в брак», перейдя в разряд обычных домашних петухов, но такой финал недостоин настоящего воина. Что же касается правил петушиных боев, то они больше похожи на маскировку их отсутствия. Но и в течение своей короткой беспросветной жизни эти птицы лишены радостей, доступных их рядовым собратьям. Питание бойцовых петухов базируется на особой и весьма строгой диете — для Мадагаскара это чуть увлажненные рисовые зерна и кукуруза. Никаких каш, вареного риса или мяса — во избежание набора лишнего веса. Но главное — бойцовых петухов никогда не содержат вместе с курами — чтобы не расслаблялись в окружении многочисленных жен. Так что личной жизни у пернатых гладиаторов нет — все контакты обусловлены только необходимостью продолжения рода — и весь смысл их существования сводится к участию в боях. Боями же измеряется их срок и цена...
Когда петухи достигают бойцового возраста, их отделяют от остальных сородичей и начинают готовить к сражениям — наступает так называемый «период отдержки». В первую очередь будущему профессионалу подрезают гребешок и сережки — лишенный их, петух якобы становится вспыльчивым, хотя, возможно, с помощью этой операции просто удаляются наиболее уязвимые атрибуты петушиного убранства.
Первое занятие проводится по классическим канонам — будущего бойца ставят перед зеркалом. Увидев свое отражение, неопытный петушок сломя голову бросается в атаку. Цель такого «боя с тенью» — укрепить клюв, которым петух долбит стекло, и выработать выносливость в процессе многочисленных атак. Затем его учат настоящей драке — умению «держать» удары, не замечать кровоточащих ран и ссадин; кусочками стекла осторожно затачивают шпоры. Кроме того, во время «отдержки» хозяин приучает к себе молодого задиру; привязаться к кому-нибудь еще ему не дают — птица может утратить задор.
Перед началом каждой схватки — а их за день случается до десяти — выбирают двух достойных соперников. Обычно выбор падает на самых злых, примерно равных по силам бойцов. Хозяин одного из них бросает вызов, ставит петуха в центр площадки и ходит вокруг, на все лады расхваливая его достоинства. Приходит время делать ставки — ответственнейший момент! Ведь в развлечениях подобного рода все, в конечном счете, сводится к деньгам, ибо контингент подбирается соответствующий. Опытные зрители, знающие цену своим сбережениям, перед тем, как поставить деньги, испытывающе оглядывают птицу, дабы убедиться в ее тренированности — прельститься импозантным внешним видом может лишь дилетант, ничего не смыслящий в бойцовых петухах, да и в психологии вообще. С разрешения хозяев петухов по несколько раз взвешивают на ладонях (нормальный вес — не меньше 3-х кг), на глаз меряют длину крыльев, дотошно пересчитывают число перьев в них, проверяют дыхание, осматривают голову, ощупывают снизу клюв, чтобы убедиться в его остроте и твердости, изучают форму шпор. Изнеженных петухов бракуют и отправляют к курам, которые без них «скучнеют» — как видно, «ничто человеческое им не чуждо». Когда соперники выбраны — делаются ставки, порой достигающие двухмесячной зарплаты рабочего — что там Монте-Карло!
Как в любом человеческом занятии, в петушином спорте есть свои «теневые моменты» или, как выражаются причастные к этому делу — секреты. Например, некоторые хозяева дают петухам перед боем каплю-другую пальмового вина и даже самогона из сахарного тростника, от которых петух так и рвется в драку или в бой — разница здесь довольно условна. Правда, у подобных допингов есть и оборотная сторона — от алкоголя некоторые птицы теряют выносливость. Так что в конечном счете все решает опыт владельца и знание им своей птицы.
Как принято во всех единоборствах, в состязаниях петухов есть победители и побежденные — только на петушиных рингах первые существенно отличаются от вторых, только если те мертвы. Если же оба бойца живы — они одинаково измотаны и изранены, в равной мере вызывая своим видом сострадание, которым, правда, не «страдают» ни их владельцы, ни зрители. Практически все победы бойцовых петухов пирровы и могут оказаться последними в их яркой, но короткой «карьере».
...Гладиаторы сражаются и гибнут, на смену им приходят новые бойцы — интерес к петушиным турнирам не ослабевает, как не утихает вечный ажиотаж вокруг ристалищ. Слава пернатых знаменитостей столь же эфемерна, сколь краток их век, и редко переживает тех, кто купил ее ценой собственной жизни. Эти несчастные птицы, не видевшие в своей жизни ничего, кроме ненависти и крови и не знавшие ничего, кроме боли и страданий, не оставившие зачастую даже потомства и ничего не получившие от своего триумфа — одни из бесчисленных жертв в том кругу жестокости и насилия, разорвать который люди не могут и не хотят с тех пор, как пришли в этот мир!..
Кстати, «голубая мечта» поклонников петушиного спорта в этих краях — Чемпионат Индийского океана. Что ж, как говорится, без комментариев...
Сергей ВАЛИЦКИЙ

КУЛАНГИ
Старая порода местных бойцовых кур Средней Азии. Выведена путем отбора петухов по агрессивности, массивности телосложения, крепости конституции и костяка. Распространена в Бухарской и Самаркандской областях под названием «даканы».
ЭКСТЕРЬЕР: конституция крепкая, туловище вертикально поставленное; голова небольшая, слегка сплющенная с боков; клюв острый, короткий, крепкий; гребень маленький валикообразный ореховидный, причем у петухов он менее развит, нежели у кур; сережки и мочки развиты слабо, у петухов они почти отсутствуют; ушные мочки белые и розовые. Клюв темно- и светло-рогового цвета; лицо розовое; глаза оранжевые, крупные; шея длинная, мускулистая, слегка выгнутая вперед. Ноги высокие, крепкие, широко расставленные, с крепкими шпорами; цвет ног желтый, встречается черная пигментация по основной окраске. Оперение плотное, лососевой и светло-коричневой окраски, хорошо прилегает к туловищу.
Черная разновидность получила название «даканы».
Птица отличается живым, агрессивным темпераментом, приспособлена к жаркому климату. Петухи легко поддаются тренингу, быстро вырабатывая бойцовые качества.
ПРОДУКТИВНОСТЬ: живая масса кур 3,5 кг, петухов — 4,5 и более. Яйценоскость у несушек бойцовой породы невысокая — 100 яиц, в основном, в зимне-весенние месяцы. Масса яйца — 60 г и более, скорлупа светло-коричневая. Форма яйца — конусообразная, слегка вытянутая. Несушки отличаются поздней половой зрелостью, заносятся в 6-месячном возрасте. Сохранность взрослой птицы 70%, молодняка — 95%. Оплодотворяемость и выводимость яиц удовлетворительные. Порода разводится любителями петушиных боев — в основном, в районах Средней Азии. Сохраняется в коллекционариях как генетический резерв.
МАЛАЙСКАЯ БОЙЦОВАЯ
Одна из самых старых бойцовых и самых древних культурных пород.
ЭКСТЕРЬЕР: конституция грубая, плотная; туловище вертикально поставленное; костяк крепкий, хорошо развитый; голова небольшая, сплющенная с боков; надбровные дуги развиты, что придает взгляду суровость; глаза вытянутые, с круглым зрачком перламутрового цвета; гребень маленький, ореховидный; сережки почти не развиты, мочки красные, слабо выраженные; клюв короткий, крепкий, толстый, загнутый; шея длинная; хорошо развиты грудные мышцы; крылья выдаются в плечах; спина широкая, длинная, покатая к хвосту. Ноги высокие, крепкие, неоперенные, желтой окраски. Корпус овальной (яйцевидной) формы, суживающийся к хвосту от широкой груди и плеч. Хвост опущен, почти параллелен спине. Развита мускулатура голени. Оперение плотное, орехово-коричневого и коричневого цвета.
ПРОДУКТИВНОСТЬ: живая масса кур — до 3 кг, петухов — 3,5 и более. Яйценоскость — 100–110 яиц. Масса яйца — 57 г, скорлупа кремовая. Сохранность взрослых кур 92%, молодняка — 87%.
Порода разводится любителями бойцовых. Сохраняется в коллекционариях как генетический резерв.
Геннадием Тищенко


1 - «Идущие на смерть приветствуют тебя!» — классический девиз римских гладиаторов — стандартная формула обращения (при выходе на арену непосредственно перед боем) к лицу наивысшего среди зрителей ранга.

В заголовке использовано фото: Куланги (среднеазиатские)

Рекламные ссылки на другие сайты