Анонсы статей



ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

статьи схожей тематики

“Крок 3. Лечебное дело. Педиатрия”

Одной из основных задач последипломного медицинского образования является подготовка выпускников, получивших общеврачебное базовое образование, к работе в должности врача-специалиста. В настоящее время этот процесс рассматривается в контексте ряда принципов, заложенных в государственном образовательном стандарте. Это — системность и преемственность знаний, фундаментальность подготовки, однотипность формы и содержания контроля знаний. Учитывая, что оценка качества подготовки специалистов должна быть объективной и унифицированной, по окончании интернатуры предполагается проведение соответствующего лицензионного медицинского экзамена (ЛМЭ).


Георгий Дзяк, Татьяна Перцева,
Валерия Лехан, Марина Щербинина


Понятие ЛМЭ для медицинских вузов Украины не ново. Внедрение национальных ЛМЭ, названных “Кроками” аналогично зарубежным ”Steps”, было начато в 1996 году. Сегодня в высших медицинских учебных заведениях внедрена система интегрированных государственных ЛМЭ “Крок 1” и “Крок 2” для специальностей “Лечебное дело” и “Стоматология”, которые проводятся соответственно после 4-х и 6-ти лет обучения. С 2002 года ЛМЭ “Крок 2. Общая врачебная подготовка”, охватывающий программу IV-VI курсов обучения студентов медицинских, педиатрических и медико-профилактических факультетов, проводится как обязательный для всех выпускников — будущих врачей. В 2003 году впервые был проведен пилотный ЛМЭ на этапе обучения в интернатуре. По порядку проведения и перечню специальностей, которые подлежат тестированию, этот экзамен получил название “Крок 3. Лечебное дело. Педиатрия”.
Понятие ЛМЭ-контроля дает возможность определить конечный результат обучения и сравнить результаты отдельного вуза с национальным средним “золотым стандартом”.
Однако, если концепции ЛМЭ “Крок 1” и “Крок 2” изначально полностью соответствовали отечественной системе обучения врачей, то украинская модель ЛМЭ “Крок 3” не повторяет ни одну в мире. Расхождения по ЛМЭ “Крок 3” возникли вследствие существенных отличий последипломной подготовки врачей в государствах бывшего СССР, в том числе и Украины, а также тех зарубежных стран (США, Канады, стран Европы), у которых была заимствована современная технология стандартизированного контроля знаний.
Так, среднеевропейская последипломная подготовка врачей по окончании университета представляет один из трех возможных вариантов: три года дополнительной подготовки для работы в качестве семейного врача и получения права на ведение практики широкого профиля; три года учебы для овладения специальностью в системе общественного здравоохранения; от четырех до шести лет клинической подготовки для получения одной из 28 специальностей. При этом ЛМЭ как контроль знаний программы врача общей практики проводится через 3 года последипломного обучения.
В нашей стране последипломная подготовка выпускников вузов для получения права самостоятельной работы в должности врача-специалиста проходит в течение интернатуры, которая в зависимости от специальности имеет продолжительность один, полтора или два года. Поэтому вначале “Крок 3” планировался как интегрированный экзамен после окончания интернатуры, отдельный для каждой клинической специальности. Затем, учитывая значительное количество врачебных специальностей (58) и отсутствие возможности осуществить подготовку соответствующего количества ЛМЭ, был рассмотрен вариант экзамена по основным профилям (хирургический, терапевтический, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический). Но после совещания, которое состоялось в городе Черновцы 5–6 октября 2000 года, было выбрано другое направление. Принято, что ЛМЭ “Крок 3” должен определить умение применять знание основных медицинских дисциплин для самостоятельной диагностики, дифференцированной диагностики и оказания помощи больному при неотложных состояниях, организации помощи в экстремальных ситуациях, ранней диагностики опухолей и осуществления противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях. Таким образом, ЛМЭ “Крок 3” измеряет общий минимальный необходимый уровень знаний и умений интерна, которые получил выпускник высшего медицинского учебного заведения по указанным выше направлениям на момент выдачи диплома врача-стажера согласно требованиям государственных стандартов высшего образования, независимо от дальнейшей специализации. Считается, что без этого уровня профессиональной компетентности врач-интерн не сможет в дальнейшем быть допущен для работы по узкой специальности любого профиля.
Нами уже поднимался вопрос в печати относительно первого опыта подготовки и проведения пилотного ЛМЭ “Крок 3. Лечебное дело. Педиатрия” (Медична освіта, 2003, № 3). В этой связи в Днепропетровской государственной медицинской академии 16 декабря 2003 года был проведен круглый стол, посвященный “Кроку 3”, с представителями 18 кафедр академии, на которых проходят обучение интерны. Среди участников дискуссии были заведующие кафедрами, преподаватели, ответственные за организацию учебного процесса интернов, а также преподаватели, ответственные за подготовку тестовых заданий для создания банка тестов ЛМЭ “Крок 3”. Итоги этого обсуждения предлагаются вашему вниманию в данной статье.
Основные дебаты развернулись вокруг концепции “Крока 3”, которая, безусловно, является определяющей в дальнейшем построении любого ЛМЭ. По утвержденной в 2000 году концепции, ЛМЭ “Крок 3” контролирует знания врача-интерна по четырем направлениям:
· оказание помощи при неотложных состояниях;
· организация помощи в экстремальных ситуациях;
· ранняя диагностика опухолей любой локализации;
· осуществление противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях.
Но есть ли целесообразность в такой расширенной структуре ЛМЭ при существующей системе подготовки и количестве специальностей, принимающих в нем участие? Большинство выступающих склонялись к тому, что при всей важности направлений, заложенных для контроля в “Крок 3”, их количество избыточно. В практической медицине много важных задач, требующих решения, но при проведении экзамена следует правильно выбирать приоритеты.
Выполнение требований, предъявляемых к выпускникам, должно быть подтверждено условиями их подготовки в интернатуре, а это значит — введение резидентуры, создание университетских клиник, увеличение продолжительности обучения. Только тогда все, что заложено в настоящее время в концепцию “Крока 3”, может войти в ее окончательный вариант. Однако пока система обучения не соответствует вышеуказанной. Поэтому на сегодняшнем этапе имеет смысл концептуальная коррекция этого экзамена.
В выступлениях преподавателей постоянно прослеживалась мысль: чтобы врач-интерн мог реально подготовиться к ЛМЭ “Крок 3” при существующей системе обучения, необходимо ориентироваться на более узкий круг вопросов. Выпускникам должно быть понятно, на чем необходимо сосредоточиться, какой минимум знаний будет контролироваться. Таким образом, было единодушно принято предложение об ограничении объема структуры ЛМЭ “Крок 3” только неотложными состояниями и понятием этапности оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Тогда концепция “Крок 3. Лечебное дело. Педиатрия” будет иметь более конкретный смысл, а именно: врач любой специальности должен уметь оказать помощь при неотложном состоянии и в экстремальной ситуации, что позволит сохранить жизнь потерпевшему или обеспечит профилактику осложнений. С нашей точки зрения, цели концепции ЛМЭ “Крок 3” точнее отвечала бы формулировка “измерение общего минимального необходимого уровня знаний и умений врача-специалиста относительно оказания неотложной помощи”. При этом подразумевается измерение уровня знаний и умений, полученных в совокупности как при обучении в вузе, так и во время прохождения интернатуры.
Вносимое предложение требует пересмотра и уточнения перечня неотложных состояний МЛЭ “Крок 3”, которые должны быть тщательно отобраны. Речь идет о том, что содержание ЛМЭ “Крок 3” не должно полностью соответствовать объему знаний и умений, заложенных в программу специальности “медицина неотложных состояний”. Эти границы являются важным условием подготовки, позволяющим создать одинаковые критерии тестирования независимо от профиля специальности. Для успешной подготовки к экзамену выпускников медицинских вузов в начале обучения в интернатуре нужно знакомить с перечнем неотложных состояний, которые они должны уметь контролировать.
При утверждении структуры экзамена не было указано, на какой вид и объем оказания помощи необходимо ориентироваться врачам-специалистам, то есть, в каких условиях они должны ее осуществлять. Обсуждение различных примеров из клинической практики (дежурства по больнице, несчастные случаи и др.) показало, что врачам целесообразно знать объем и первой медицинской, и первой врачебной помощи. Но обязательно должны быть исключены вопросы, касающиеся специализированной помощи. Это необходимо учитывать как при подготовке интернов, так и при создании тестовых задач.
Горячая дискуссия разгорелась при обсуждении организации подготовки интернов к ЛМЭ “Крок 3”. Масштаб и актуальность проблемы заключаются в том, что в программах обучения в интернатуре по многим специальностям отсутствуют разделы, входящие в МЛЭ “Крок 3”. Безусловно, методически некорректно учить одному, а проверять иной объем знаний, для усвоения которого не выделены учебные часы, делая при этом серьезное заключение. Поэтому следует рассмотреть возможности перераспределения часов обучения, введя соответствующие разделы в программах, что является сложной задачей, поскольку при этом не должно пострадать обучение по основной специальности.
Как же проводить обучение, чтобы получить наилучший результат и в подготовке по специальности, и в подготовке к сдаче ЛМЭ? Было предложено 1–2 недели из заочного цикла обучения в интернатуре передать на кафедры анестезиологии и интенсивной терапии, где преподавание этого раздела будет проведено профессионалами. Вместе с тем, выпускники должны не только теоретически овладеть вопросами лечебной тактики при неотложных состояниях, но иметь и практические навыки. Основным принципом подготовки к ЛМЭ “Крок 3” является не запоминание фактов, а умение принимать правильное решение относительно ведения больного/пострадавшего. В связи с этим был затронут вопрос выживаемости знаний по неотложным состояниям в последующем, при условии отсутствия их подкрепления на практике. Педагогический опыт свидетельствует о том, что знания, приобретенные пассивным способом, являются недолговечными. Их хватает лишь на то, чтобы успешно сдать экзамен.
Поэтому, кроме введения в период интернатуры цикла по неотложным состояниям, интерны нуждаются в постоянной подготовке по этому направлению, что возлагается на базовую кафедру, где они проходят очную часть обучения. Именно эти задачи должны быть решены на этапе последипломной подготовки.
На круглом столе обсуждались и сроки проведения экзамена. Используя ЛМЭ “Крок 3” как форму контроля, логично считать его проведение этапом общего экзамена по интернатуре. Поэтому, по мнению участников круглого стола, экзамен должен проводиться за 1–2 месяца до окончания интернатуры. Это время необходимо для обеспечения работы по анализу результатов, проводимого Центром тестирования (Киев). Учитывая различные сроки обучения в интернатуре (1 год, 1,5 года и 2 года), методически правильно проводить экзамен 2 раза в год: для тех, кто проходит одно- или двухгодичную интернатуру — в конце апреля–мае, полуторагодичную — в конце ноября–декабре. При проведении экзамена один раз в год теряется логика контроля, кроме того, существенным дефектом является то, что выпускники находятся в неравных временных условиях подготовки к экзамену.
Включение “студенческих” кафедр в совершенствование форм контроля знаний на последипломной подготовке приблизило преподавателей к реальным запросам практической медицины, что несомненно должно положительно отразиться также на качестве додипломного образования.
Сегодня нам хотелось бы не только поделиться информацией о проведенном обсуждении ЛМЭ “Крок 3”, но и услышать мнение представителей других вузов, сотрудников Центра тестирования, заинтересованных лиц практического здравоохранения и представителей Министерства здравоохранения. Участие в совершенствовании модели ЛМЭ “Крок 3” представителей разных регионов позволит выбрать правильные ориентиры для создания его базы, укрепления методологических позиций. По многим из затронутых вопросов предстоит определиться уже в ближайшее время с целью получения возможности использовать принятые решения на практике. Впереди — МЛЭ “Крок 3”, проведение которого запланировано на 20 апреля 2004 года.


Статьи на похожую тематику:

1. Гестоденмісні комбіновані оральні контрацептиви - новий крок у безпечній та ефективній контрацепції

2. Конференція з міжнародною участю “Перинатальна діагностика вроджених вад розвитку” — крок до подолання демографічної кризи



зміст