Анонсы статей



ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

статьи схожей тематики

Изменения психики при беременности: закономерность или патология?

Материнство — одна из важнейших и желанных функций женщины. Еще Ф. Ницше говорил о том, что основное предназначение слабого пола состоит в деторождении и воспитании потомства. Природу данного жизненного этапа можно рассматривать с различных как статических, так и динамических позиций.


Е. М. Мозговая
Национальный медицинский университет им. О. О. Богомольца, Киев

А. С. Голубничий, А. А. Рощин
Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии МОЗ Украины, Киев


лучший роддом Киева
Согласно психоаналитической теории, инстинкты лежат в основе бессознательных мотивов человека и условно обозначаются термином “Оно”. Если на начальных этапах создания этой теории Фрейд тяготел к пансексуальному объяснению бессознательных процессов, то в последствии им самим, а со временем — и многочисленными школами неоаналитиков, спектр возможных объяснений был значительно расширен, и включил в себя, наряду с другими, роль и значение родительского инстинкта. Вместе с тем, в процессе развития человека роль бессознательного фактора отодвигается на задний план, уступая место социальному функционированию личности. При этом формируется другая часть сознания, которая отвечает за социализацию человека и условно обозначается “Супер-Я”. В современных условиях цивилизацией предъявляются достаточно сильные и жесткие требования по отношению к “Супер-Я” женщины, зачастую не соответствующие тем, которые предъявляет материнство. Таким образом, неосознанное вступает в противоречие с осознанным, в результате чего возникает внутренний конфликт, который в конечном счете может приводить к невротизации личности и возникновению различных психических и психосоматических отклонений сексуальной и детородной функций.
Так, формирующиеся в результате невротического конфликта фригидность, диспареуния и вагинизм женщин лежат в основе относительного бесплодия при полном отсутствии объективных соматических причин, препятствующих нормальному вынашиванию плода. В таких случаях врачами-гинекологами делается предположение о стерильности партнера, что приводит к неоправданному назначению дорогостоящих анализов и инструментальных методов исследования.
С точки зрения психологии, отношение матери к своим обязанностям, включая беременность и первые годы воспитания ребенка, влияет на всю его последующую жизнь. Данное направление было широко изучено детскими психоаналитиками в лице Мелони Кляйн и Анны Фрейд. При этом было установлено, что неразрешенные проблемы на ранних стадиях развития ребенка могут закономерно приводить к возникновению сходных порочных стереотипов в воспитании собственных детей. Таким образом, данная закономерность может принимать эволюционный характер. Поэтому формирование в девочке материнского начала должно происходить с раннего детства.
Исследовательским центром семьи и детства была предложена схема этапов развития материнства. Так, на этапе взаимодействия с собственной матерью на протяжении практически всей жизни субъекта происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы младенчества (разговор с ребенком, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии). На игровом этапе взаимодействия со сверстниками происходит формирование и развитие сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью. Близок к этому этапу последующий этап няньчания, на котором формируется и развивается понятие о значении ребенка, потребности в его охране и заботе о нем. Этап дифференциации поведения связывают с осознанием связи половой и материнской сфер. Этап конкретизации-реализации материнской сферы происходит в реальном взаимодействии с ребенком (беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и далее).
С точки зрения традиционной медицины и акушерства, в норме при нормальном протекании беременности в коре головного мозга должна формироваться соответствующая доминанта (устойчивый очаг возбуждения). Благодаря указанной доминанте уменьшается влияние коры мозга на процессы сознания, что позволяет легче переносить витальные, соматические и психические переживания во время беременности и родов. Данное состояние во время первой желанной беременности физиологически сопровождается чувством радости, которая служит проявлением адаптации к новой социальной роли матери и приводит личность женщины к осознанию окончательного взросления. Возникающие иногда тревожные переживания могут являться отражением неподготовленности женщины к новым стереотипам поведения и быть проявлением ролевого конфликта.
Как следствие, в разные периоды и при разных состояниях, связанных с беременностью, могут возникать преходящие психические и поведенческие нарушения. Так, в первом триместре описаны астенические состояния и диссоциативно-конверсионные расстройства. Подобные расстройства можно расценивать как проявление истеро-невротических образований. Таким образом, факт беременности как один из переходных этапов в жизни может вскрыть имеющиеся, но компенсированные “эдипальные” конфликты раннего детства. Во втором-третьем триместрах изредка наблюдаются агрессивно-компульсивные идеи и тревожно-фобические нарушения, в основе которых могут лежать ранние проблемы на начальной стадии развития.
При угрозе невынашивания беременности возникают непреодолимые тревожные ощущения, страх вплоть до панических атак, особенно после осознания проблемы и ее интрапсихической переработки. Привычное невынашивание беременности как выраженная во времени психотравмирующая ситуация характеризуется тревогой, разнообразными депрессивными реакциями, в том числе скрытыми и атипичными. Применение экстракорпорального оплодотворения может приводить к разделению в сознании женщины сексуальной и детородной функции, что сопровождается противоречивыми переживаниями надежды на удачное достижение беременности и страха неудачи, невроза ожидания.
Профессором Г. Г. Филипповой для описания переживаний женщины был предложен ряд “стилей переживания беременности”. Для адекватного стиля характерно состояние без сильных и длительных отрицательных эмоций. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов и появление раздражительности, во втором — благополучное эмоциональное состояние, в третьем — повышение тревожности, со снижением к последним неделям. К неадекватным стилям были отнесены тревожный, эйфорический, игнорирующий, отвергающий и амбивалентный. Тревожный тип протекает со страхом, выраженным беспокойством, которые периодически возобновляются. Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное; во втором триместре стабилизация не наблюдается, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды; в третьем триместре данное состояние усугубляется. При эйфорическом типе характеристики стиля носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое недифференцированное отношение к возможным проблемам беременности и материнства. Игнорирующий тип характеризуется чувством досады или неприятного удивления; переживания либо не выражены совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамика эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Отвергающий тип реагирования на беременность сопровождается резкими отрицательными эмоциями; характерно негативно физически и эмоционально окрашенное состояние; возможно переживание всей беременности как кары, помехи, к концу беременности могут проявиться всплески депрессивных или аффективных состояний. Наконец, для амбивалетнного типа может быть характерна схожесть с тревожным типом, неадекватное возникновение болевых ощущений; страх за ребенка или исход беременности, родов; часты неоправданные ссылки на негативные внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
Необходимо отметить, что вышеописанные расстройства невротического регистра, имеющие четко выводимую психологическую подоплеку, не исчерпывают всего разнообразия психических нарушений при беременности. В этот непростой для женщины период могут дебютировать и тяжелые эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Их дифференциальная диагностика достаточно сложна, особенно для специалистов непсихиатрического профиля. Последствия же недооценки состояния могут привести к непоправимым последствиям, как для матери, так и для будущего ребенка. Поэтому в случаях появления подобного рода симптоматики не стоит пытаться самостоятельно проводить ее коррекцию или надеяться на самопроизвольное излечение, а необходимо обратится за консультацией к специалистам в области психиатрии. Вместе с тем, после исключения серьезных психопатологических нарушений психологическая коррекция остается важной составляющей работы врачей — акушеров-гинекологов.
Таким образом, вышеописанные проблемы психологического и психиатрического характера имеют большое влияние на протекание беременности и реализацию материнства. К сожалению, учет данных явлений зачастую остается недооцененным. Именно поэтому, в качестве одного из направлений подготовки к материнству и наступлению беременности, принципиально важным является проведение психотерапевтической коррекции, направленной на повышение психологической адаптации, организация партнерской поддержки в семье и микросоциальном окружении будущей матери. Среди прочих методов указанного направления особого внимания заслуживает групповая и семейная психотерапия. На наш взгляд, подобные мероприятия должны быть включены в комплексную подготовку женщин к беременности и родам.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить: материнство и беременность являются сложной социально-медицинской проблемой, которая включает множество как соматических, так и психических феноменов. Необходимость решения данной проблемы на современном этапе является актуальным для практического здравоохранения Украины.


Литература

[1] Основы репродуктивной медицины: Практическое руководство/ Под ред. В. К. Чайки. – Донецк: ООО “Альматео”, 2001.
[2] Тактика ведения супружеских пар с привычным невынашиванием беременности: Методические рекомендации Королевской коллегии акушеров и гинекологов. – Великобритания, 1997. (Пер. с англ.: Садикова Н. В., 2001.)
[3] Тробіш Інгрід. Бути жінкою – це радість. – Львів: “Свічадо”, 1995.
[4] Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психол. журнал. – 1999. – Т. 20, № 5. – С. 81–88,


Статьи на похожую тематику:

1. Н.Г.Агапова Сахарный диабет и пептическая язва — случайная связь или закономерность?

2. Н.Б.Губергриц Панкреатология в “зеркале” (кожные изменения при заболеваниях поджелудочной железы)

3. Е. П. Свищенко Артериальная гипертензия и патология почек

4. Неотложная хирургическая патология в практике врача-интерниста

5. Е.В.Колесникова Эндокринные заболевания и патология органов пищеварения

6. Н.Е.Моногарова, В.В.Закомолдин, В.Я.Колкина, Ю.А.Загоренко, П.Г.Фоменко, В.Н.Ткаченко, А.В.Глухов /гепатологія/ Изменения в легких при хронической патологии печени (печеночно-легочный синдром)

7. Г.Ф.Белоклицкая Заболевания тканей пародонта и сопутствующая патология внутренних органов



зміст