Анонсы статей



ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

статьи схожей тематики

Доктор Равик из «Триумфальной арки»

Юрий Виленский, Людмила Тимошенко


"Разве ему понять эту бездыханность, это напряжение, когда нож вот-вот сделает первый разрез, когда вслед за легким нажимом тянется узкая красная полоска, когда тело в иглах и зажимах раскрывается, подобно занавесу, и обнажается то, что никогда не видело света, когда, подобно охотнику в джунглях, ты идешь по следу и вдруг — в разрушенных тканях, опухолях, узлах и разрывах лицом к лицу сталкиваешься с могучим хищником — смертью и вступаешь в борьбу, вооруженный лишь иглой, тонким лезвием и бесконечно уверенной рукой…"


Эти слова доктор Равик, герой романа Эриха Марии Ремарка "Триумфальная арка", эмигрант из предвоенной фашистской Германии, нелегально практикующий в Париже, мысленно адресует своему нанимателю мсье Веберу. Конечно же, знаменитое произведение прославленного Ремарка — не некая медицинская панорама. Как и все, созданное писателем, принадлежащим к славным литературным именам XX века, оно построено на любви к человеку и сочувствии ему. Однако именно Равик в своем высоком профессионализме как бы символизирует эту любовь, и в данном смысле "Триумфальную арку" хочется назвать деонтологической классикой.
Роман, вышедший в 1946 году вслед за антивоенным романом "На западном фронте без перемен" и трогательным "Три товарища" принес автору новый международный успех. О чем же повествует "Триумфальная арка"? Естественно, полотно это, как и любое художественное произведение вообще, во многом биографично. Ведь Ремарк, популярный писатель с европейской известностью, немец по происхождению, при лояльном отношении к новому режиму мог бы в полном благополучии пребывать в Германии. Но он, как и легендарная актриса Марлен Дитрих, бросил открытый вызов гитлеризму и был вынужден покинуть родную страну. Его трудный путь на чужбине в чем-то повторяет и Равик.
Но почему — Равик? В сущности, перед нами вымышленное, уже третье или четвертое имя хирурга-виртуоза, еще недавно руководителя крупной клиники в Германии. Арест, дни и ночи мучений в подвалах гестапо, потом концлагерь, снова допросы, и, наконец, госпиталь, охраняемая полицейскими чинами койка. Равику удается бежать — так, в конце концов, он оказывается в Париже. Большинство состоятельных пациентов не знают, что их оперирует именно Равик. Они полагают, что операции производит Дюран, известная фигура в хирургии. На самом деле Дюран, в общем, неплохой диагност, однако посредственный хирург, и Равик для него находка. Получая за операции много, он платит Равику мало….
Разумеется, не всегда нужны именно такие подмены, ибо не все пациенты богаты, а хирургическая клиника — часто поле неотложности, с поступивших в таких случаях берут меньше, но и тогда оперирует якобы Вебер, а на самом деле Равик. Роман, в его медицинском сюжете, начинается со сцены, когда Равику не удается спасти девушку с тяжелейшими осложнениями после неудачного криминального аборта, попавшую в его милосердные руки слишком поздно. А вскоре в клинику поступает аналогичная по хирургической картине пациентка, и только своим искусством Равик все-таки останавливает смерть. Но его, альтруиста по природе, обуревает мысль разыскать подпольную акушерку и принудить ее хотя бы компенсировать пациентке утрату здоровья из-за ее неумелого вмешательства. Ведь ущерб девушкам нанесла сила невежества.
И начинается своеобразная детективная новелла: Равик находит квартиру мадам Буше, однако ничего не может добиться — она распознает в нем иностранца, а значит, его лично не опасается. Буше, при всей двойственности ее ремесла, вызывает даже некоторую симпатию: она содержит что-то наподобие укрытой от глаз общества больнички, и многие девушки просто умоляют ее произвести аборт. Зарабатывает она прилично, однако и взятки полиции дает большие. Буше, уяснив мастерство Равика, даже пытается завербовать его в "коллеги". Доктор отказывается, и не только из этических соображений — он не желает попасть в новый капкан. Хотя заработки нужны…
И еще случай, также вполне жизненный. Тринадцатилетнему подростку, попавшему под машину, приходится ампутировать ногу. Мальчик надеется, что, поскольку он запомнил номер авто, последует желанная страховка. Все эти подробности выдающийся бытописатель Ремарк, не будучи врачом, описывает точным пером. Благодаря какому видению и ощущению медицины? Тайна сил велика есть.
В медицине — как на войне. Как каждый опытный врач, Равик опекает некоторых пациентов, которыми, увы, может помочь лишь словом, когда в доминирующие права вступает психотерапия, базирующаяся на милосердии. Речь идет о злокачественной патологии. Такова история Кэт, близкой знакомой Равика, онкологическое заболевание которой зашло, как показала пробная лапаротомия, весьма далеко. Равик, мастерски обманывая ее, поддерживает огонек жизни, и эти страницы, думается мне, было бы полезно прочитать молодым врачам.
Долг превыше всего — вот моральный портрет Равика. Мы раздумываем над этой врачебной максимой, вспоминая один из воссозданных Ремарком благородных поступков Равика. Уличная катастрофа. До приезда "скорой" Равик оказывает помощь пострадавшей, перевязывает ей артерию, хотя он, по житейской логике, не должен, в силу своего положения, этого делать: у него нет паспорта, и он рискует быть задержанным полицией в качестве свидетеля. К сожалению, так и происходит. Врача-нелегала вновь высылают из Франции, он теряет работу. Однако остаться в стороне он не смог!
И это в тот момент, когда Равик может, наконец, достичь желанной цели: попытаться отомстить гестаповцу Хааке, истязавшему его в гитлеровских застенках. Он находит этого фашистского палача и в итоге, завезя в лес, убивает его. Хааке просто не узнал Равика, слишком много жертв прошло через его "ведомство". Ясно, что Ремарк — необыкновенный мастер острой интриги. Поиск Хааке — напряженные страницы романа. Вместе мы словно плетем сеть обмана вокруг осторожнейшего гестаповца, поддающегося на предложение посетить тайный бордель… Но хочется обратить внимание на другое: целиком поглощенный страстным планом найти Хааке и заманить его в ловушку, Равик без колебаний рискует и своей судьбой, и своей идеей на парижской улице, увидев, что женщина истекает кровью.
Будь наша воля, мы бы переиздали этот роман — прежде всего, для начинающих медиков как честное, талантливое этическое напутствие. Конечно, это лишь мечта.
Однако прочесть книгу, ознакомиться с нею — вполне достижимо. Она вдохновит вас как врача. Что и советует "Мистецтво лікування" своим читателям.
Мы, разумеется, пересказали "Триумфальную арку" сугубо конспективно, это как бы сигнальный огонек. Если можете, войдите и сами под эту ремарковскую арку, заставляющую в каких-то новых оттенках души размышлять о жизни и врачебном жребии.


Статьи на похожую тематику:



зміст