Анонсы статей



ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

статьи схожей тематики

Л.В.Квашнина
Оценка физического развития ребенка

Л.В.КВАШНИНА /Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины, Киев/


Два наиболее важных показателя физического развития детей (масса и длина тела) обычно оценивают сочетано по следующей схеме.
1. Нормальное физическое развитие: показатели длины тела находятся в диапазоне от 25-го до 97-го центиля, массы тела — от 25-го до 90-го центиля.
2. Отклонения в физическом развитии:
- повышенная масса тела при нормальных значениях длины тела: показатели длины тела в диапазоне от 25-го до 97-го центиля, массы тела — от 90-го до 97-го центиля;
- высокая масса тела при нормальных значениях его длины: показатели длины тела в диапазоне от 25-го до 97-го центиля, массы тела — выше 97-го центиля;
- сниженная масса тела при нормальных значениях его длины: показатели длины тела в диапазоне от 25-го до 97-го центиля, массы тела — от 3-го до 25-го центиля;
- низкая масса тела при нормальных значениях его длины: показатели длины тела в диапазоне от 25-го до 97-го центиля, массы тела — ниже 3-го центиля;
- сниженная длина тела при нормальном значении его массы: показатели длины тела в диапазоне от 10-го до 25-го центиля, массы тела — от 25-го до 90-го центиля;
- сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела: показатели длины тела в диапазоне от 10-го до 25-го центиля, массы тела — в диапазоне от 75-го до 97-го центиля;
- сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела: показатели длины тела в диапазоне от 10-го до 25‑го центиля, массы тела — от 3-го до 25-го центиля;
- высокая длина тела: показатели длины тела выше 97-го центиля при любых значениях массы тела;
- низкая длина тела: показатели длины тела ниже 3-го центиля при любых значениях массы тела (индивидуальные графики физического развития).
Объяснение термина “центиль”. Измерительные признаки физического развития большой группы здоровых детей различного возраста и пола располагают от минимальных до максимальных значений. Затем каждый ряд этих показателей делят на 100 равных частей, при этом определяют границы каждой из выделенных групп показателей. Таким образом, центиль (процентиль) представляет собой сотую часть вариационной шкалы, а центильный интервал — разницу между двумя соседними центилями.
Антропометрические измерения, проведенные однократно, без анализа и соотнесения с полученными ранее показателями, не позволяют определить, развивается ли ребенок постоянно по определенной центили физического развития или его показатели снижаются, или же он наверстывает отставание.
Ранее для оценки параметров использовались так называемые сигмальные таблицы, основанные на показателях среднестатистического значения и сигмальных отклонениях от нормы. Различия между графиками и таблицами связаны с вариантом статистической обработки и математически мало отличаются. Использование сигмальных таблиц не позволяет провести полноценный мониторинг развития, т.е. проследить динамику, варианты и возможный уровень отклонения от средних показателей. В связи с этим в настоящее время рекомендуется использовать только центильные графики.
При оценке физического развития ребенка необходимо провести измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение и не считается обязательным. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, что требует контроля сочетания этого прироста с окружностью груди.
Оценка полученных результатов. Существует статичная и мониторинговая оценка физического развития детей.
Статичная оценка — оценка параметров измерений в данный конкретный момент времени. Например, при первичном визите ребенка можно оценить показатели массы тела, длины тела и окружности головы, определить соответствие параметров центильным значениям и их соответствие между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или патологии физического развития у данного ребенка в данный момент времени. Такая оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка — определение показателей массы тела, длины тела, их соответствия, окружности головы в динамике, т.е. за определенный промежуток времени. Эти последовательные измерения позволяют оценить гармоничность развития. Мониторинг является более важным инструментом оценки физического развития ребенка, нежели единичные статичные показатели. Оценка антропометрических данных в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребенка.
Например, ребенок на 2-м месяце жизни имел показатели, приближающиеся к 75-му центилю, на 3-м — они снизились до 50-го центиля, к 4-му — стали соответствовать 25-му центилю. При статичной оценке все показатели соответствуют норме, но при мониторинговой — имеется постоянное снижение показателей, и кривая носит отрицательный характер, что говорит о возможном неблагополучии и требует обязательного анализа состояния ребенка.
Кривая физического развития в норме должна быть достаточно пологой и равномерно прибывающей. Поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы.
Однако в норме возможны достаточно большие диапазоны колебаний прибавки параметров.
Различают гармоничное, нормо­трофическое физическое развитие, при котором показатели массы тела, роста, окружности головы и соотношение массы к росту находятся между 25-м и 75-м центилями и соответствуют друг другу.
Необходимо обратить внимание на то, что по отдельности каждый из этих параметров может соответствовать норме. Например, масса тела соответствует 25-му центилю — вариант нормы, длина тела соответствует 50–75-му центилям — также в пределах нормы. Однако соотношение массы тела и длины находится ниже 10-го центиля — следовательно, у ребенка наблюдается дефицит массы тела относительно длины. Это явление называется гипотрофия. Противоположный вариант — превышение массы тела над длиной (паратрофия).
Длина тела, или рост — один из главных показателей общего размера тела и длины костей. Длина тела может быть нормальной (25–75-й центиль), сниженной (25–10-й центиль), низкой (менее 3-го центиля), а также повышенной (75–90-й центиль) и высокой (выше 97-го центиля).
Если показатели находятся на уровне между 25-м и 75-м центилями, то такое физическое развитие полностью соответствует норме.
Если показатели находятся в диапазоне между 25-м и 10‑м центилями, а также между 75-м и 90-м, то такие дети требуют более углубленного обследования и коррекции питания.
Если показатели выше 90-го центили или ниже 10-го, то такие дети требуют специальной консультации специалистов, углубленного обследования в целях выявления причин нарушения физического развития и лечения.
Оценка физического развития наиболее сложна в период новорожденности. Она включает:
- определение массы тела, длины, окружности головы, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими возрасту ребенка;
- оценку зрелости новорожденного по совокупности клинико-функциональных показателей;
- оценку состояния трофики, упитанности;
- выявление врожденных пороков и аномалий развития, а также cтигм эмбриогенеза.
Прибавка массы тела в 1 месяц жизни не очень показательна, особенно у детей с нарушением адаптации. В этом отношении более показателен второй месяц жизни ребенка.
Уровень прибавки массы тела на первом году жизни зависит от массы при рождении, морфофункциональной зрелости ребенка, типа вскармливания, психологического контакта матери и ребенка. При недостаточной прибавке массы на первом месяце жизни ребенка, необходимо провести консультирование по вскармливанию, проверить правильность прикладывания его к груди и эффективность сосания. При наличии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объему срыгиваний и рвоты необходимо провести дальнейшее обследование.
Измерение окружности головы у ребенка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие окружность головы увеличивается на 1–1,5 см, во второе — на 0,5–1 см. Показатели окружности головы также должны отмечаться на графике. Окружность головы у новорожденного превышает окружность грудной клетки на 1–2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение только окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно имеются и другие признаки, свойственные данной патологии.

Продолжение материала — в следующих номерах “Мистецтва лікування”.


Статьи на похожую тематику:

1. Л.В.Квашнина Оценка физического развития ребенка

2. Л. В. Квашнина, В. П. Родионов Плохой аппетит у детей: миф или диагноз?

3. Истинная пузырчатка: от механизмов развития до лечения

4. В.Л.Новак Гематология в Украине: проблемы, перспективы развития

5. Е.П.Свищенко, Е.А.Ярынкина Антигипертензивная терапия и риск развития онкологических заболеваний

6. В.Г.Бебешко, Е.М.Бруслова Полидефицитные анемии у детей: причины развития и методические подходы к лечению

7. Ксеникал (орлистат). Первый лекарственный препарат для лечения ожирения, снижающий риск развития диабета II типа

8. Оценка клинической эффективности липразида — нового отечественного антигипертензивного препарата

9. Е. А. Джанашия, А. В. Калинин Оценка эффективности пензитала в лечении хронического панкреатита

10. Сравнительная оценка эффективности препаратов группы силденафила виагры и дженагры в клинической практике



зміст