Анонсы статей



ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

статьи схожей тематики

Л.В.Квашнина
Оценка физического развития ребенка

Л.В.КВАШНИНА, д.мед.н.
Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины, Киев


Охрана здоровья детей и матерей является приоритетным направлением государственной политики. Сейчас в Украине проходит реформирование системы здравоохранения, и среди первоочередных задач следует назвать приближение медицинской помощи к пациентам, улучшение оказания помощи матерям и детям, развитие семейной медицины.
Одним из методов улучшения качества медицинской помощи является повышение роли амбулаторно-поликлинического звена — основной составляющей первичной медико-санитарной помощи населению, в первую очередь — роли семейного врача.
Первичным звеном должны решаться 85% всех проблем пациентов без привлечения специализированной и/или стационарной помощи. По данным анамнеза 23% консультаций хирурга, 47% — невропатолога, 41% — оториноларинголога, 36% — офтальмолога являются необоснованными, эту помощь могут и должны оказывать врачи первичного звена медицинской помощи — семейные врачи.
Основные виды деятельности врача амбулаторно-поликлинического звена оказания медицинской помощи детям:
- мероприятия по профилактике, диагностике и лечению наиболее распространенных заболеваний;
- мероприятия по реабилитации пациентов;
- мероприятия по оказанию неотложной медицинской помощи, медицинские манипуляции;
- организационные мероприятия.
Основные задачи семейного врача по оказанию медицинской помощи детям выходят из глобальных нормативов ВОЗ, ЮНИСЕФ, нормативных документов МЗ Украины:
- обеспечение оптимального физического развития ребенка,
- обеспечение оптимального нервно-психического развития ребенка,
- снижение заболеваемости детей всех возрастных групп,
- снижение смертности детей всех возрастных групп.




Такие глобальные инициативы могут реализоваться только при условии эффективной работы самого первого звена оказания медицинской помощи детскому населению.
Основные функциональные обязанности семейного врача:
- проведение профилактических осмотров в соответствии с сущест­вующими стандартами кратности и объема осмотров;
- проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний, осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска, осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий;
- вакцинация, контроль за соблюдением календаря профилактических прививок, своевременная диагностика, инфекционной патологии, изоляция и лечение инфекционных больных, наблюдение за очагом инфекции;
- оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях, внебольничная диагностика и лечение распространенных заболеваний, своевременная госпитализация больных в установленном порядке, проведение соответствующих лечебных и реабилитационных мероприятий, организация медико-социальной помощи совместно с органами социальной защиты;
- большое значение имеет оказание консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, профилактики травматизма, подготовки их к посещению детских дошкольных учреждений, школе, а также профориентации.
Данное сообщение для семейного врача посвящено особенностям физического развития детей первых трех лет жизни.
Физическое развитие ребенка — один из главных показателей здоровья ребенка. Под термином “физическое развитие” в клинической педиатрии понимается динамический процесс увеличения роста, массы тела, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребенка в различные периоды детства.
В большинстве случаев отклонение от нормального темпа прибавки роста и массы тела является первым признаком заболевания и требует анализа ситуации и обследования ребенка.
Для оценки физического развития детей используются следующие графики (рис.1, 2):
- масса тела для данного возраста,
- длина тела для данного возраста,
- отношение массы тела для данной длины для мальчиков/девочек в первые 3 года жизни,
- окружность головы.
На каждом графике начерчены три кривые: медиана (или 50-я центиль), 3-я и 97-я центиль. Третья и 97-я центили приблизительно эквивалентны кривым –2 стандартных отклонения и +2 стандартных отклонения соответственно. Для мальчиков и девочек графики разные и для удобства могут иметь цветовые коды. Когда проводятся измерения ребенка, полученные значения наносятся на график в виде точки. Если измерение находится, например, на кривой 25-й центили, это означает, что по сравнению с базисной категорией населения 25% детей имеют величину ниже, а 75% детей — выше этого измерения. Если измерение находится либо ниже 3-й центили, либо выше 97-й центили, такая величина считается “аномальной”.
Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность головы) соответственно помещен в “свой” коридор центильного графика. Никакие расчеты при этом не производятся. В зависимости от того, где расположен этот “коридор”, можно формулировать оценочное суждение и принять врачебное решение (таблица).




Продолжение материала — в следующих номерах “Мистецтва лікування”.


Статьи на похожую тематику:

1. Л.В.Квашнина Оценка физического развития ребенка

2. Л. В. Квашнина, В. П. Родионов Плохой аппетит у детей: миф или диагноз?

3. Истинная пузырчатка: от механизмов развития до лечения

4. В.Л.Новак Гематология в Украине: проблемы, перспективы развития

5. Е.П.Свищенко, Е.А.Ярынкина Антигипертензивная терапия и риск развития онкологических заболеваний

6. В.Г.Бебешко, Е.М.Бруслова Полидефицитные анемии у детей: причины развития и методические подходы к лечению

7. Ксеникал (орлистат). Первый лекарственный препарат для лечения ожирения, снижающий риск развития диабета II типа

8. Оценка клинической эффективности липразида — нового отечественного антигипертензивного препарата

9. Е. А. Джанашия, А. В. Калинин Оценка эффективности пензитала в лечении хронического панкреатита

10. Сравнительная оценка эффективности препаратов группы силденафила виагры и дженагры в клинической практике



зміст