ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

ЛОШАДЬ

№1-2'02
«Божья первозданность, в которой скрыта надежда мира»

Земной рай можно найти
на лошадиной спине,
в книгах премудрости
и над сердцем женщины.
Арабская пословица

Из всех побед, которые человек одержал над животными, без сомнения, самая полезная и важная — победа над лошадью. Многие тысячелетия это благороднейшее животное является постоянным спутником человека в труде и развлечениях — в доме, в поле, на войне. Любители животных не могут не восхищаться этим благородным и грациозным созданием, сочетающим в себе силу, скорость и красоту с умом и постоянной готовностью помочь. Посмотрите на чистокровного скакуна. «Его трепещущие ноздри пылают и дымятся; быстрые ноги в нетерпении роют землю; огненный взгляд мечет молнии; красивая, разметавшаяся грива трепещет и волнуется; длинный пушистый хвост распускается султаном. Благородный конь как будто сам гордится своей красотой» (А. Брэм).
Наверное, не случайно при написании портретов и создании скульптур крупных исторических деятелей их зачастую изображали на лошади, что придавало им властный вид, приводящий в трепет (портреты Наполеона, памятники Петру I в Санкт-Петербурге, памятник Б. Хмельницкому в Киеве).
Люди древности по-своему объясняли происхождение этого божественно прекрасного существа и его качеств. Например, согласно одному древнеримскому мифу, Юпитер дал вновь построенному городу (Афинам) название только тогда, когда Бог Нептун явил миру свое удивительное творение — лошадь. Быстроту лошади древние мифы и легенды связывают с ветром. В некоторых из них говорится, что Богу ветра было приказано принять образ жеребца и оплодотворить кобыл, чтобы жеребята наполнились быстротой ветра. Другое широко распространенное поверье гласит, что скорость лошади дали крылья. Большинство известных лошадей древности представляют в легендах крылатыми, в том числе и наиболее известного мифологического коня Пегаса, самого резвого белого коня Бога Апполона, и лошадь индусского божества Сурьи, которая изображена «с крыльями сокола». В индусской легенде говорится, что лошадиные крылья исчезли, чтобы дать человеку возможность поймать животное и управлять им.
В языческие времена белых лошадей рассматривали как потомков огнедышащих жеребцов, которые были запряжены в небесные колесницы богов. Их также часто приносили в жертву, чтобы задобрить бога Солнца или бога Моря.
Древние мифы также говорят о фантастических существах, бывших наполовину лошадьми, — кентаврах. Большинство кентавров были дикими, хотя один из них, Хирон, описан в качестве мудреца и воспитателя Ахилла и Геркулеса.
В эпоху господства предрассудков считалось, что некоторые масти лошадей могут приносить удачу или несчастье, хотя в различных странах на этот счет были свои мнения. В Испании считалось, что черные лошади приносят успех, а во Франции полагали, что они к несчастью.
На заре цивилизации, когда люди были охотниками, предки современной лошади наряду с другими дикими животными ценились лишь как один из видов пищи. Но со временем человек обзавелся хозяйством, и кочевые племена стали пасти табуны лошадей, как стада коз и коров. Позже стали применять лошадь как тягловую силу в сельском хозяйстве для посевных и сбора урожая. Однако со временем люди поняли, что истинная ценность лошади заключается прежде всего в быстроте передвижения. Это произошло в самом начале христианской эры с изобретением седла, когда люди научились ездить верхом.
Это изменило весь их образ жизни. Лошадь превратилась в основное средство передвижения. Первыми использовали лошадь как тягловую силу гикосы для завоевания Египта в 1715 г. с помощью колесниц, которые впоследствии использовали и сами египтяне, а также греки и китайцы. В средние века конные повозки стали более усовершенствованными. В XVIII в. появились дилижансы для пассажиров и перевозки почты. К концу XIX в. в Европе и Америке стали популярны пролетки и кабриолеты. Однако в начале XX века после повсеместного распространения автомобиля необходимость в конных экипажах исчезла.
Начиная с древнейших времен и до I мировой войны, лошади были неотъемлемой частью армий всего мира. Причем в большинстве стран кавалерия считалась элитной частью армий. И хотя появление в XX в. автоматического оружия и военной техники снизило потребность в лошадях для военных целей, некоторые правительства продолжают использовать четвероногих «служащих» для выполнения полицейских функций, особенно в крупных городах. Вероятно, самыми известными из полицейских лошадей являются лошади Королевской канадской конной полиции. Однако в настоящее время «конники-полицейские» используют лошадей лишь для проведения торжественных церемоний.
Таким образом, как уже говорилось, научно-технический прогресс лишил лошадей большинства их функций, тем не менее у многих народов они по-прежнему пользуются большой любовью. Первое место в этом плане занимают арабы. В глазах этих свободолюбивых потомков аравийских степей лошадь всегда была самым совершеннейшим животным, неразлучным спутником на всю жизнь. Араб смотрит на свою лошадь как на соединение всевозможных совершенств. Чтобы до конца понять, что такое конь в глазах араба, лучше всего обратиться к древней арабской легенде о сотворении благородного животного. Вот о чем в ней говорится:
— Когда Господь сотворил лошадь, то сказал ей: «С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча…».
Лошадь — действительно, удивительное создание, которое можно причислить к наиболее развитым представителям царства Фауны. «Она проявляет замечательный ум и обладает разнообразными душевными способностями», — писал о лошади А. Брэм. В истории есть немало примеров, подтверждающих слова великого натуралиста. Например, Плиний упоминает лошадь, которая отлично сознавала свое торжество при победе в беге на Олимпийских играх. Если ей случалось победить, она гордо направлялась к трибуне судей и требовала себе награды. У английского ученого Ромэнса была лошадь, которая ловко отворачивала кран водопровода, в жаркое время открывала окно конюшни, дергая его за привязанную веревку, а когда кучер ложился спать, умудрялась снять с себя недоуздок и, вытащив из ларя с овсом затычки, полакомиться овсом.
Не менее интересен и случай с женой одного фермера в США, в Онтарио. Женщина упала с моста в речку во время разлива. Пасшаяся поблизости лошадь заметила беду, подбежав к берегу, схватила тонувшую зубами за платье и держала ее так до тех пор, пока не подоспела помощь.
Помимо всего прочего у лошади великолепное чутье и сильное чувство дома — заблудившись в метельной степи, ямщики, бывало, бросали поводья, полагаясь на лошадь, и она доставляла возок прямо к воротам дома. Великолепно ориентируются кони и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью. Недаром народная мудрость утверждает: «Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет!»
Во время войны лошади, как и люди, понимали опасность: при звуках летящих бомбардировщиков они спешно ложились, выбирая низины, или даже забегали в окопы. А. И. Куприн писал: «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняние у нее тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени и переменам погоды… Нет ей равного на земле животного».
Действительно, до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, которые человеку вообще не доступны. Хорошо различает звук шагов хозяина и узнает его еще до того, как тот появляется в дверях конюшни. Строение ее ушных раковин таково, что они не только улавливают звуковые волны, но и усиливают их. Как локаторы, они поворачиваются в сторону источника звука. Когда лошадь попадает в незнакомое место, говорят, что она «прядет» ушами, т.е. внимательно прослушивает местность.
Ни одно животное, кроме, пожалуй, собаки, не может сравниться с лошадью в тонкости обоняния. Возможно, поэтому кони так пугливы — они просто лучше ощущают опасность. Особенно это касается лошадей старше 10 лет, у которых к тому же ухудшается зрение — поэтому они руководствуются не зрительными впечатлениями, а только обонянием. Кстати лошади видят мир не серым, как многие животные, а цветным. Правда, синий и красный цвет они различают хуже.
Кроме слуха и обоняния, у лошади сильно развито осязание. Наиболее чуткие у нее губы и копыта. Поэтому говорят, что кони «видят» дорогу ногами. Поморы, использующие лошадей на подледном лове рыбы, считают, что лошадь непостижимым образом чувствует подвижку льда и отделение полей от берегового припоя. В таких случаях она начинает беспокоиться, срывается с места и галопом несется к берегу по известным только ей направлениям. Опытные рыбаки знают, что в этом случае нельзя терять ни минуты.
Лошадь умеет сама себя лечить: ушибленные или пораненные места она периодически трет о различные предметы, массирует губами, зубами, ногами или копытами. После напряженной работы, оставленная на свободе, она в любое время года охотно валяется несколько минут — это тоже массаж, активная гимнастика, восстанавливающая кровообращение.
Для защиты от насекомых лошади часто объединяются в пары. Причем группируются в такие позиции, чтобы каждая лошадь могла своим хвостом отгонять кровососов с головы и шеи партнера. В коневодческой практике такие позы называют лошадиным флиртом.
Кони тщательно охраняют и защищают своих жеребят. При нападении волков косяк лошадей собирается в круг, загоняя в центр молодняк. Старый жеребец, возглавляющий косяк, с несколькими кобылами при необходимости бесстрашно бросается на врагов. Выкрасть жеребенка из табуна волки практически не могут.
Жеребая кобыла (та, что должна родить) за 2-3 дня до выжеребки (родов) выбирает себе «повитуху» из старых, опытных кобыл. Та постоянно находится рядом с будущей матерью, оберегает ее, а после появления новорожденного помогает его облизывать — в целях гигиены.
Вообще среди лошадей в табуне многочисленны случаи крепкой привязанности между взрослыми кобылами и молодыми самцами и самками. Молодняк одного пола часто дружит втроем-вчетвером. Животные стараются все время находиться вместе, а случайно расставшись, беспокоятся, скликаются, ищут друг друга.
Понятливость, память и добродушие благородного животного дают возможность выучить его всем тем искусствам, которые доступны и другим дрессированным животным — слону, ослу, собаке. Лошадь легко выучивается решать загадки, «отвечать» на вопросы, говоря «да» и «нет» движениями головы, ударами ноги показывать, который час и т.д. Самое главное при ее обучении — ласка и терпение. При ласковом обращении лошадь можно обучить многому.
Нет ничего удивительного, что в мире сложилось понятие о лошади как о существе, обладающем сверхъестественным умом и силой как при жизни, так и после смерти. Например, саксы верили, что ржание лошади имеет пророческое значение. В Персии царя избирали путем сбора претендентов на царский трон. Владельца лошади, которая первой издавала ржание, провозглашали царем.
Мифическая величественная природа, а также несомненное благородство лошади объясняют, почему рядом с древними царями и фараонами хоронили их четвероногих слуг.
Сегодня сохранились лишь смутные отголоски прежних верований. Время от времени лошадиные подковы продолжают прикреплять к двери на счастье или чтобы отогнать злых духов.
Многие люди, несмотря на наличие быстрых и удобных средств передвижения, продолжают наслаждаться верховой ездой или азартом несущейся вперед лошади, а миллионы просто получают удовольствие от присутствия этого существа. И чем больше присматриваешься к лошадям, тем больше понимаешь свифтовского Гулливера, который из всех стран, где он побывал, — от великанов до лилипутов — полюбил самую прекрасную и разумную — страну лошадей.

Материал подготовили
О.В.Гордеева, Н.В.Мищанчук


Рекламные ссылки на другие сайты