ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Человек и животное ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

№ 8-9'03
Мы честно не веруем в Бога,
Откуда берется тревога?
Друзья, почему вы скорбите
На звонкой планете своей?..
Мы плавно летим по орбите,
Одни мы над миром владыки,
Нам зверь подчиняется дикий
И травы зеленых полей.
Верблюды танцуют под нами,
Погонщики правят слонами,
И тигров сечет укротитель,
И змей усыпляет колдун…

М. Тарловский, «Иронический сад»

Науке известно, что отношение того или иного вида животных к человеку определяется во многом «моралью» тех правил поведения, которые действуют среди представителей данного вида. Так, любая психически нормальная собака не причинит никакого вреда ребенку, пусть даже видит его впервые. По мнению крупнейшего этолога, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца, само поведение ребенка, так же, как поведение щенка, служит сигналом, запрещающим всякое нападение. Но в некоторых случаях зверь может не распознать добрых намерений человека. Так, например, работники зоопарков долго не знали, почему вид входящего в клетку служителя вызывал у кенгуру агрессивную реакцию. Положение прояснилось, когда стало ясно, что поза привставшего на задних ногах кенгуру, т.е. та, в которой он наиболее напоминает человека, — это поза угрозы. Интересно, что лев реагирует на человека не как на жертву, а как на другого конкурирующего хищника. Угрожающее поведение его в этом случае такое же, как при столкновениях с представителями своего вида или же с другими хищниками, например, гиенами.
Весьма высоко развиты формы «морального» отношения к человеку у приматов. Лонец описывает случай, происшедший с известным зоологом, борцом за охрану природы Б. Гржимеком, которого сильно покусал разыгравшийся шимпанзе. Увидев, что она наделала, обезьяна была крайне «смущена» и стала пальцами соединять края кровоточащей раны.
Таким образом, в животных изначально не заложена агрессия по отношению к человеку. Зачастую мы сами бываем виноваты в том, что вступаем в конфликт с братьями нашими меньшими. Животное изначально не может желать смерти человека. Что же касается нас, то убийство любого животного, даже вынужденное, для каждого нормального человека связано с некоторым содроганием. Однако тот внутренний порог, через который нам надо перейти, убивая муху или лягушку, мышь или собаку, наконец, обезьяну, будет различен. Обычно: чем выше по эволюционной лестнице стоит животное, вернее, чем ближе оно к отряду приматов и особенно к человеку, тем больше защитников у него найдется и тем большее количество людей посчитает это убийство аморальным.
Для не искушенных в зоологии людей отношение к животному определяется прежде всего его приятностью, «симпатичностью». Симпатичные животные, на наш взгляд, это пушистые, теплые, мягкие создания с большими «выразительными» глазами. Желательно при этом, чтобы они не кусались, не распространяли отвратительного запаха и не бегали как угорелые по клеткам. Противоположное, отталкивающее впечатление на большинство людей производят существа холодные, с голой слизистой или покрытой чешуей кожей с маленькими «невыразительными» глазами, а также все те, которые могут причинить вред человеку. В этом отношении особенно не повезло змеям. Их безногое вытянутое тело делает их непохожими на остальных позвоночных, в том числе и на нас самих, а ядовитость некоторых видов по незнанию часто распространяют чуть ли не на всех представителей этого отряда.
Это мнение о восприятии широкими массами людей разных животных подтверждается и результатами опроса, проведенного Британским телевидением. Среди 10 самых любимых животных, если перечислять их по степени убывания симпатии к ним, названы: шимпанзе, мартышки, лошади, лемур-галаго, панда, медведь, слон, лев, собака и жираф. По мнению зоолога Десмонда Мориса, все упомянутые животные обладают сходством с человеком, или, как говорят ученые, антропоморфными чертами:
1) они покрыты не перьями и чешуей, а шерстью;
2) у них округлые формы;
3) у них плоские «лица»;
4) они обладают довольно богатой мимикой;
5) они могут манипулировать мелкими объектами;
6) положение их тела бывает вертикальным.
Среди «самых противных животных» первые 10 мест распределяются следующим образом: змеи, пауки, крокодил, лев, крыса, скунс, горилла, носорог, бегемот, тигр. Почти все эти животные вызывают представление об «опасности», у них страшный «угрожающий» вид (который отнюдь не всегда связан с истинной опасностью). В некоторых случаях неприязнь к животным вызвана запахом (скунс) или тем, что приносит вред человеку (крыса). Интересное положение занимает лев, который одновременно входит в десятку как самых любимых, так и самых нелюбимых животных. Причина, по-видимому, кроется в редком сочетании привлекательных черт (например, в наличии «лица», похожего на человеческое) и опасности для окружающих.
Для настоящего натуралиста круг «симпатичных» животных гораздо шире и, более того, некоторые его оценки могут быть прямо противоположны общепринятым. Так, сумчаты коалы — эти живые плюшевые мишки — из-за своего низкого интеллекта могут получить у натуралиста меньшую оценку, нежели другие, «противные» с точки зрения большинства людей животные.
Особенно разительное расхождение во взглядах натуралистов и остальной массы людей касается понятия красоты животных. Для истинного натуралиста в природе нет не только безобразных, но и просто некрасивых видов, а наиболее уродливые формы — это почти всегда результат искусственного отбора.
Неумение правильно оценить красоту какого-либо конкретного вида животных часто сказывается и на отношении к нему людей. Здесь часто этика подменяется эстетикой. Так, если пропала породистая собака («красивая» по общепринятым нормам), то можно быть почти уверенным, что, если она попадет в руки людей, они будут о ней хоть как-то заботиться, во всяком случае, не дадут умереть с голода. Если же пропала неказистая дворняжка, то не без оснований могут возникнуть серьезные опасения за ее жизнь.
Хотя такое отношение к животным в корне не верно. Примером может служить буквально потрясшая меня история, недавно опубликованная на страницах газеты «Комсомольская правда». Обычная дворняга Найда, подобранная раненной на краю пшеничного поля, спасла жизнь своей хозяйке доярке Ольге и ее 6-летней дочке Насте.
Во время грозы в дом залетела шаровая молния. «Сначала она ударила в телевизор, еще через полсекунды в доме не было ни серванта, ни стола, ни стульев, провалился пол.
В этот момент к молнии подбежала Найда — и сразу назад на улицу… Собака бежала все быстрее и быстрее, уводя молнию от дома. Она почему-то не лаяла… Наконец огненный шар догнал псину. Оглушительный взрыв — и героическую собаку разорвало на куски…» Так дворняжка отблагодарила женщину, которая когда-то спасла ей жизнь. На могиле любимой собаки Ольга поклялась подбирать всех бездомных собак…
Еще более удивительный пример собачьей верности потряс недавно г. Сиракузы в США, где колли Макс так любил хозяина, что прибежал на его зов… с того света1. Джозеф души не чаял в своей собаке. Преданный пес повсюду сопровождал хозяина. Поэтому-то фермер и удивился, когда однажды не обнаружил собаки рядом с собой. Впрочем, стоило ему только позвать колли, как он тут как тут — даже непонятно, откуда появился. Джозеф по-братски разделил с Максом сэндвич, и пес мирно улегся на травку. Однако спустя несколько минут пес вдруг завыл и… исчез. Встревоженный хозяин обошел дом кругом и, никого не найдя, выбежал на дорогу: навстречу шел сосед, который нес тело его собаки на руках. Оказалось, что полтора часа назад Макса сбила машина. Выходит, что пес прибежал на зов хозяина даже с того света. Вот она, собачья преданность.
Эх, люди, люди! А не взять ли нам пример с животных? Какая самоотверженность, какая любовь, какая преданность! А что мы даем им взамен?
К сожалению, в нашем обществе еще очень мало уделяется внимания воспитанию этического отношения к животным. При этом часто забывают, что так же, как истинно-нравственным взаимоотношениям с людьми нельзя научиться, не общаясь с ними, так и для формирования этического отношения к животным необходим непосредственный контакт детей и подростов со зверями и птицами. Хороших книг и телепередач для этого недостаточно. Поэтому хорошо, если в доме, где растет ребенок, есть какая-то «живность»: кошка, собака, птичка, рыбки, свинки, хомячки… Ведь в основе этического отношения к животным лежит принцип уважения и даже благоговения перед любой формой жизни. Лишь тот человек является в полной мере человеком, который повинуется внутреннему побуждению помочь любой жизни, которой он может помочь, и старается не наносить животному какой-либо вред. Хочу закончить статью словами одного из известнейших гуманистов нашего времени Альберта Швейцера: «…этика есть безграничная ответственность за все, что живет».

Виолетта Богучар


Рекламные ссылки на другие сайты