ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Закономерная сенсация. Международный конкурс аквариумного дизайна

ZOO-бизнес № 9-2005

Украина уже второй раз возглавляет список европейских стран в мировом рейтинге самого престижного международного конкурса аквариумного дизайна — «The International Aquatic Plants Layout Contest» (IAPLC). В этом году представитель Украины — «Студия Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской» — снова завоевал призовые места. Владимир Ужик удостоился первого «Bronze Prize» (5-е место в мировом рейтинге); Ольга Барановская стала обладательницей «Honour Prize» (17-е место в мировом рейтинге) и первой (и единственной!) женщиной в Европе, ставшей призером IAPLC.
В связи с этим результаты конкурса IAPLC характеризуются некоторыми масс-медиа как сенсационные. Этот международный конкурс мастеров аквариумного дизайна проводится ежегодно, и престижность его обусловлена многими причинами: прежде всего тем, что организатором является Такаши Амано — всемирно признанный законодатель моды современного высокого аквариумного дизайна и основоположник знаменитого «стиля Амано», воплощающего концепцию «Nature Aquarium».
В этом году в конкурсе приняли участие 894 работы аквадизайнеров — профессионалов и любителей — из 33 стран.
Традиционно в этом международном соревновании лидировали представители экономически высокоразвитых стран с относительно высоким уровнем развития сферы профессионального и любительского авариумного дизайна — в первую очередь, Японии. Потому завоевание украинскими представителями столь высоких мест называют сенсационным событием. И такая характеристика
в определенном смысле правомерна — это произошло впервые, и потому событие уникально.
Но, с другой стороны, представлять завоевание представителями Украины престижных высоких мест в этом году в качестве сенсации — неверно по сути, поскольку победа Владимира и Ольги вполне закономерна по многим причинам. И гораздо важнее обратить внимание именно на эти причины.
Во-первых, победу представителей Украины нельзя назвать внезапной. На предыдущем конкурсе Владимир Ужик занял 22 место, получив «Honour Prize» и сертификат. Таким образом, он уже второй раз возглавляет мировой рейтинг европейцев.
Во-вторых, Владимир и Ольга — одни из немногих европейцев, получавших уроки мастерства в единственной в мире Nature Aquarium Gallery (Ниигата, Япония) у самого маэстро Амано.
В-третьих, не случайно оба украинских представителя, занявшие столь высокие места в этом году, являются дизайнерами «Студии Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской», предо-ставляющей услуги в сфере организации эксклюзивных пресноводных аквариумных систем. Отличительная особенность студии в том, что ее участники занимаются аквариумным дизайном профессионально — и как видом искусства дизайна, и как видом бизнеса — уже более 10 лет.
В-четвертых, специфика аквариумного дизайна — по сравнению с другими направлениями дизайнерского искусства — заключается в необходимости иметь специальные знания в сфере биологии водных организмов. А Владимир и Ольга получили биологическое образование.
В-пятых, успешность в любой сложной сфере деятельности — в том числе, в искусстве и в бизнесе — предполагает определенную специализацию. «Студия Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской» делает особый акцент на одном из самых престижных и высокобюджетных направлений — дизайне миниатюрных водных пейзажей. Применительно к современным экономическим реалиям это, например, эксклюзивные авторские аквариумные композиции для аквариумных систем кабинетов руководителей.
Таким образом, основная причина успеха очевидна и отнюдь не случайна — это профессионализм.
Кроме того, отдельно следует отметить личностный фактор. Несмотря на то, что можно проследить определенную закономерность между уровнем развития аквариумного дизайна в стране, уровнем экономического развития страны и победами представителей этой страны в международных конкурсах, автором каждой конкурсной работы является не страна, а конкретный человек. И результат участия в конкурсе зависит от мастерства этого человека. Уровень мастерства определенного дизайнера не ограничивается ситуацией в стране, если дизайнер вкладывает значительные усилия в совершенствование своего профессионализма в соответствии с высочайшими мировыми стандартами.
В высоком аквариумном дизайне, как и в любом виде искусства, произведение дизайнера в определенной степени отражает личность автора. Потому успешность и отдельных произведений, и всей деятельности автора в целом существенно определяется личностным фактором. В связи с этим каждая работа профессионального мастера является эксклюзивной — подобно тому, как картина-подлинник кисти определенного художника представляет эксклюзивную ценность.
Перечисленные особенности делают высокий аквариумный дизайн одновременно и интеллектуально, и личностно емкой сферой деятельности, а ввиду достаточной социальной востребованности — и серьезным сегментом бизнеса. С этой точки зрения главное, что необходимо для победы на международных конкурсах, в Украине есть — это наличие мастеров, являющихся профессионалами международного класса и талантливыми личностями. Потому и результат — престижные места — налицо. А вот с уровнем презентации в Украине высокого аквариумного дизайна в бизнес-сфере аквадизайна в целом — ситуация весьма далека от идеала. Несмотря на обилие аквадизайнерских компаний и творческих объединений, декларирующих престижность, эксклюзивность, высокохудожественность и утонченность собственных работ, «Студия Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской» — единственное объединение на всем постсоветском пространстве, имеющее награды такого высокого международного уровня.
Вследствие неинформированности потенциальных клиентов-заказчиков на рынке по-прежнему довольно широко распространено предложение услуг, претендующих на звание «высокого аквариумного дизайна», но таковыми не являющихся — ни по сути, ни по уровню профессионализма исполнителей.
Под видом эксклюзивного «высокого аквариумного дизайна» часто предлагаются услуги, которые включают техническое оснащение аквариума, подбор рыб и растений, элементы декорирования и так далее. Престижность аквариумной системы при этом определяется экзотичностью и стоимостью используемых водных организмов и технического оборудования, мебельного обрамления и прочих элементов. Причем работа выполняется не профессионалами в сфере именно аквариумного дизайна, а теми, кто специализируется на содержании и выращивании рыб или водных растений, на изготовлении и техническом оснащении аквариумов, дизайнерами интерьеров и специалистами в других областях.
Высокий аквариумный дизайн сегодня становится самостоятельным полноправным видом изобразительного искусства. И ценность продукта в этой сфере аква-бизнеса определяется прежде всего эстетической ценностью и авторством выполненного проекта — аквариумной композиции, художественно организованного внутриаквариумного пространства. Аналогично ценности картины, скульптуры или любого другого произведения, в котором внешние атрибуты — рама, постамент и прочее — никогда не затмевают сам художественный объект, то есть непосредственно произведение искусства.
Именно в принадлежности к сфере искусства и в авторской эксклюзивности работы заключается престижность использования произведения профессионального аква-дизайнера при оформлении интерьера. Эти принципы практически работают на рынках стран, занимающих ведущие позиции в сфере аквариумного дизайна — Японии, Нидерландов, Германии, Италии, США и др. Механизмы рынка поддерживают престижный статус работ тех авторов, чье мастерство становится признанным. Однако при недостатке информированности потенциальных заказчиков в странах, где высокий аквариумный дизайн находится в процессе становления, в качестве критерия престижности дизайнерской работы по-прежнему остается использовать только стоимость и редкость помещенных в аквариум рыб, растений, применяемого оборудования и материалов, размер и форму аквариума, и как следствие — общую стоимость проекта.
Такая ситуация и преобладает пока в Украине. Рассмотрим некоторые причины этого. Прежде всего, это относительная молодость — менее полувека — данного вида деятельности. Серьезные дизайнерские идеи в аквариумистике в достаточной мере впервые стали применяться в концепции «Голландского аквариума». До этого понятие «аквариум» практически исчерпывалось представлениями о нем, как о емкости для содержания водных организмов — как животных, так и растений, которые служили украшением водной обители рыб. Сам факт проживания и успешного размножения живых организмов в очень небольшом, по сравнению с природным, водном объеме приводил зрителя или обладателя аквариума в восторг. В то время это уже было значительным достижением, и ни о каком серьезном композиционном решении аквариумного пространства речь не шла.
Еще одна причина — недостаток информации об аквариумной эстетике и аквадизайне — к сожалению, все еще играет существенную роль. Специализированных периодических изданий на территории СНГ нет, да и за рубежом таких изданий — единицы. Большая часть отечественной и зарубежной литературы, посвященной аквариумному дизайну — это руководства для любителей, пропагандирующие лозунг, весьма удобный для текущих краткосрочных целей зообизнеса: «Аквариум — это просто».
Отсутствие достаточного количества профессионалов высокого уровня также не способствует широкой популяризации высокого аквариумного дизайна. Анализ материалов IAPLC и других международных конкурсов показывает, что в мире имеются всего несколько десятков специалистов, обладающих необходимым уровнем и техникой дизайнерского мастерства в создании действительно впечатляющих «aquascapes» — то есть акваландшафтов, как часто называют в зарубежной литературе произведения аквариумных дизайнеров. С другой стороны, это обстоятельство только усиливает интерес и повышает значимость и престижность результатов мастеров данного вида деятельности.
Существуют и определенные проблемы в техническом обеспечении работы дизайнера: достаточное количество и разнообразие необходимых для работы живых материалов и их коммерческое предложение в Украине практически отсутствует. В сфере доступности необходимых материалов дела обстоят удовлетворительно только с аквариумными рыбами. Живые растения, натуральные элементы декора и прочих атрибутов в нужном количестве, ассортименте и нужного качества в Украине пока что не представлены.
Еще одно экономически важное следствие молодости аквариумного дизайна — этот вид деятельности пока не стал сферой влияния большого капитала, хотя бы на уровне значимых инвестиций в направления аквариумного бизнеса, связанные с производством оборудования, аксессуаров, с торговлей ими или зооторговлей в целом. Инвестиционная ситуация начинает меняться к лучшему в Западной Европе, а для Украины эти процессы пока еще впереди.
Учитывая все вышесказанное, мнение международно признанных мастеров о некоторых аспектах аквариумного дизайна представляет особый интерес. Поэтому мы задали несколько вопросов Владимиру Ужику и Ольге Барановской.
— После проведения очередного конкурса «The International Aquatic Plants Layout Contest» в прессе США, Канады, европейских стран, на сайтах различных организаций и объединений, имеющих отношение к аквариумистике, возникают обсуждения и дискуссии о наличии местных региональных стилей аквариумного дизайна и о потенциале развития этих стилей по сравнению с японским или стилем Амано. А поскольку основой возникновения и развития стилей в искусстве почти всегда являются личные стили определенных авторов, то и перспективы развития новых стилей в значительной степени связывают с наличием признанных мастеров международного класса. Выражены и отличимы ли региональные стили аквариумного дизайна в мире? Насколько сильна противоположная тенденция — к объединению и слиянию различных направлений? Каковы перспективы формирования специфического украинского стиля аквариумного дизайна?
— Мы постоянно занимаемся анализом работ участников IAPLC всего периода и других состязательных версий (а это достаточно важный и репрезентативный материал для исследования феномена аквадизайна вообще).
И вкратце можем сказать следующее.
С одной стороны, наблюдается следование достаточно устойчивым и различимым композиционно-колористическим территориальным штампам представителей отдельных стран. Например, поклонников «голландца», образно выражаясь, видно за версту (Нидерланды, Голландия, Германия и другие страны севера Европы). Работы представителей Китая, Кореи, Таиланда и других стран этого региона с отголосками древнего «пеньцзин» вполне узнаваемы, школа Амано и его последователей — также.
С другой стороны, бурное развитие аквадизайна в мире ведет к стиранию традиционных отличий (если вообще можно серьезно говорить о традициях в столь молодом для всего мира занятии), дизайнеры стараются применять современные техники построения и работы с композицией. Тематика работ под влиянием мировых шедевров и в процессе личного роста аквадизайнеров также значительно обогащается. Но пока в массе отличия все-таки заметны, и с определенной долей вероятности можно пробовать классифицировать работы. Кстати, это достаточно развивающее упражнение. Что касается украинского стиля — если Вы обратите внимание на наши работы, то увидите их непохожесть ни на классику голландцев, ни на классику от Амано. Композиции отличаются большей фантазийностью, чем «природные аквариумы». Кроме того, они намного осмысленнее, чем традиционный «голландский аквариум». При подготовке к конкурсу 2005 года мы преднамеренно ставили цель показать возможность сочетания принципов природного аквариума и техники его ведения с европейской рукотворностью и некоторой искусственностью, «нарисованностью» аквариумных композиций. Обе работы вызвали серьезные расхождения во мнениях членов жюри конкурса, но в результате одна из работ получила первый бронзовый приз, а другая — выбрана в качестве лучшей работы конкурса самим Амано. Если проводить образную аналогию, то относительно украинского стиля можно говорить о начале длительного пути, и у нас есть огромное желание продолжать этот путь, но уже в более многочисленной компании.
— Регулярно проводимые конкурсы последовательно способствуют созданию и утверждению определенных стандартов, поскольку сравнение конкурс-ных работ требует наличия определенных критериев и правил. Для успешности в конкурсах необходимы соответствия этим стандартам. С одной стороны, стандарты могут подавлять выражение индивидуальности. С другой стороны, соревновательность и конкуренция способствуют взаимообмену идеями, являются стимулом к совершенствованию мастерства. Какова суммарная тенденция влияния конкурсов на ваше творчество и практическую деятельность? Рекомендуете ли вы украинским профессиональным аквадизайнерам и любителям тратить время и силы на подготовку и участие в конкурсах, особенно международных?
— На сегодняшний день мы по прежнему ощущаем себя учениками, делающими первые шаги (пусть и достаточно успешные) в овладении удивительнейшей практикой «aquascape». Поэтому определенное авторитетное социальное признание сейчас нам очень нужно — это одновременно и коррекция, и стимул. Позже, когда выходишь на принципиально иные отношения с объектом интересов, это уже не так важно для собственного развития (мы на практике убедились в наличии этой закономерности в других сферах деятельности). По поводу стандартов: предусматриваемые IAPLC стандарты настолько креативны, что ни о каком подавлении индивидуальности речи быть не может. Это ведь не конкурс исключительно японских «Nature Aquarium Layout»; международный состав жюри и правила судейства объективно способствуют реализации «права на жизнь» всех существующих подходов в области высокого аквадизайна. Гран-при последних двух конкурсов — прямое подтверждение тому, что дело здесь не в странах или следованиях жестким требованиям стилей, а именно в творческих концепциях композиционных решений.
В отношении практической деятельности — в последние годы мы наблюдаем, что пора «безымянных героев» от дизайна в Украине проходит. Все, что связано с понятием эксклюзива, раритета и подобных понятий в любом серьезном виде дизайна предполагает, в первую очередь, исключительное качество и авторство (а не регалии заказчика и количество потраченных на проект средств). А где, как не на международных форумах и состязаниях, определяются лучшие работы и достойные авторы. Приятно, что украинская элита (а именно этот слой населения и является нашим потенциальным заказчиком) это понимает. Поэтому профессионалам (о любителях мы знаем мало) настойчиво рекомендуем участвовать в серьезных соревнованиях, но не только просто «ради участия», а, как говорится — «на результат».
— Какие чувства возникли у вас после поездок на Nature Aquarium Party, где вы своими глазами увидели уровень развития декоративной аквариумистики в Японии и сравнили с ее состоянием в Украине?
— Никакой депрессии мы не испытали. Все достаточно закономерно. С одной стороны — высоты аквадизайна покоряют личности, а не страны. Потому, несмотря на отличия в «материальной части», у людей, для которых работа с пространст-вом является особым способом взаимодействия с окружающим миром, уровень дизайнерского профессионализма и осознания тонкостей предмета своей деятельности одинаков во всех странах. С другой стороны, есть аспекты, связанные с производством и продажей основных составляющих, необходимых для практического занятия аквариумистикой — здесь развитие закономерно происходит в русле общих социально-экономических процессов. В этом смысле в Украине все в порядке — в относительном измерении. Посещения киевских, харьковских и одесских зоомагазинов и аквадизайнерских компаний не вызывают у нас никаких грустных ассоциаций. Конечно же, эстетика отечественных зоомагазинных и офисных аквариумных композиций по большей части не имеет отношения к высокому дизайну. Но такая тенденция имеет место и во всем мире — «и рисовать, и торговать» хорошо получается, наверное, только у Амано.
Что касается произведений массового аквадизайна, то уровень подготовки персонала нижнего и среднего звена, работающего в аквариумном бизнесе, везде достаточно слабоват. Мы сталкивались с таким явлением и в Японии.
— И в заключение. Что вы могли бы посоветовать тем, кто желает разместить аквариум в интерьере своего дома или офиса?
— Прежде всего хочется напомнить, что аквариум не является настолько необходимым элементом интерьера, чтобы позволить себе быть посредственным. В мире есть много достаточно совершенных неодушевленных предметов, с помощью которых можно успешно решать проблемы «дыр» в интерьере, «зонировать» пространство или «наполнять» комнату отдыха. Поэтому прежде всего следует решить, для чего Вам нужен аквариум, чего Вы ожидаете от удивительного «мира за стеклянными берегами». Нужен ли Вам предмет искусства в интерьере, соответствующий степени Вашей утонченности и гармоничности, или достаточно емкости с водными организмами, свободно (или не так уж свободно) плавающими среди элементов декора?
Второй достаточно важный аспект состоит в том, что в области интерьерной декоративной аквариумистики, как и в любом виде дизайнерской деятельности, существует своя иерархия ценностей и сложности работ, свои направления и тенденции, свои «звездные» ориентиры мирового уровня и работы местного масштаба. В процессе формирования образа своего аквариума желательно с ними ознакомиться.
И последнее — ни специалисты по формированию интерьера, ни изготовители технической части аквариумной системы не обладают в полной мере видением «картинки» (то есть непосредственно внутренней части аквариумного пространства), ради которой производятся все дизайнерские, строительные, мебельные и прочие работы. Поэтому, если Вы хотите стать обладателем действительно хорошего аквариума, начните свой путь к нему прежде всего со знакомства с профессиональным аквадизайнером.
Информация предоставлена
Всеукраинской Ассоциацией
аквариумистов

Рекламные ссылки на другие сайты