ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Аквариум ХХІ века. Aguascape дизайн

Zoo-бизнес № 2-2006
Публикации 2005 года, освещающие итоги The International Aquatic Plants Layout Contest (IAPLC) — самого престижного и строгого всемирного конкурса аквариумного дизайна — дали украинским читателям возможность познакомиться с образцами современных мировых и отечественных достижений в области дизайна миниатюрного водного пейзажа. Учитывая резонанс, который вызвали данные материалы, мы решили продолжить рассказ об этом уникальном искусстве в журнале «ZOO-БИЗНЕС».
Итак, речь в статье пойдет о профессиональном, ультрасовременном, но, к сожалению, по многим причинам (в том числе техническим и финансовым) пока еще малодоступном для большинства отечественных профессионалов и любителей декоративной аквариумистики направлении — дизайне миниатюрного водного пейзажа (дизайне aquascape).

Работая профессионально в сфере аквадизайна уже много лет, мне часто приходится отвечать на традиционные вопросы потенциальных заказчиков и специалистов по формированию интерьера: «Что сейчас модно в мире декоративной аквариумистики, что может современная декоративная аквариумистика предложить впечатляющего помимо наружной отделки аквариумной системы? Есть ли в аквариумном дизайне что-нибудь действительно «дизайнерское», изысканное, роскошное и концептуально подходящее для дополнения высококлассного интерьера? И вообще, как выглядит современный престижный аквариум внутри, что можно разместить за стеклами маленького водного мира?». Как может выглядеть аквариумная система снаружи, спрашивают значительно реже, так как общий высокий уровень развития мебельного производства и изготовления аквариумов известен большинству и достаточно широко представлен как в различных доступных отечественных и зарубежных каталогах и рекламных буклетах, так и на большом числе специализированных экспозиций по формированию интерьера, строительству, мебельному делу и пр. С организацией же внутриаквариумного пространства дела обстоят иначе: на действительно красивые и серьезные дизайнерские работы посмотреть практически негде, а то, что обычно активно показывается в целях коммерческого предложения, по уровню исполнения, как правило, напоминает детские поделки и редко способно по-настоящему впечатлять и захватывать.


Отвечать на вышеперечисленные вопросы начну с небольшого экскурса в историю.
В 80-90 гг. прошлого века известный своими великолепными пейзажными съемками фотохудожник (японец и, разумеется, утонченный эстет) Такаши Амано явил миру совершенно уникальные фотографические изображения очень натуралистичных, ярких, завораживающих, по-японски высокохудожественных и лаконичных миниатюрных подводных ландшафтов. Основу неподражаемых композиций составляли сотни и тысячи водных растений, гармонично соединенные с камнями, корягами, стайками мелких рыб в целостные объемные картины, выполненные, как оказалось, в аквариумном пространстве и являющиеся, соответственно, рукотворными. При этом работы мастера оказались не эфемерными набросками для моментального рекламного фото, а представляли собой великолепно и точно сбалансированные миниатюрные экосистемы, все компоненты которых были, разумеется, натуральными, и время жизни которых исчислялось годами. Такаши Амано внес совершенно новое тематическое и идейное наполнение в аквариумную композицию, создав целый ряд работ под общей темой «ассоциации, вызванные ручьем, протекающим через тропический лес». Зрители были поражены подводными картинами: сочетание обросших мхом коряг и камней с буйными зарослями водных папоротников и других растений, темного грунта с намытым, как на мелководье, светлым песком, мелкими рыбешками, снующими между зарослями и резвящимися у дна на открытых пространствах, — настоящий живой ручей в тропическом лесу, высоконатуралистичный и художественно адаптированный с учетом эстетических требований, предъявляемых к аквариуму в интерьере. В других работах маэстро использовал еще один принципиально новый для композиционной аквариумистики подход: создание подводных ландшафтов на основе традиционного японского ивагуми (искусства расположения камней). Аквариумы на основе ивагуми напоминают альпийские пейзажи, перенесенные под воду. Благодаря умелому масштабированию и великолепному владению материалом (массивами почвопокровных водных растений и выразительным природным камнем) автор смог достичь почти фотографической точности в изображении горного пейзажа; даже мастерски подобранные рыбы ассоциировались в нем со стаями птиц, парящих в небе.
Так мир узнал о «Природном» или, как его иногда называют, «Японском Природном Аквариуме», «Nature Aquarium», «Аквариуме Амано». К началу ХХI века предложенная Т. Амано концепция «Nature Aquarium» получила дальнейшее творческое развитие в работах японских и зарубежных дизайнеров до такой степени, что тематически явление перестало укладываться в рамки традиционного названия из-за все большей фантазийности работ и огромного количества новых, смелых, более художественных и несколько менее «природных» композиционных решений, которые при этом все так же базировались на методической и технической основе «Nature Aquarium». Поэтому со временем более приемлемым оказалось употребление неологизма «aquascape» — «водный пейзаж» («водный ландшафт»), а деятельность по его созданию — «дизайн aquascape». Поскольку термин возник именно в связи с дизайном аквариумного пространства и в кругах аквадизайнеров, то никаких дополнительных понятий не понадобилось, и при употреблении термина «aquascape» профессионалы понимают, что речь идет именно об аквариумном, то есть миниатюрном водном пейзаже.

На сегодня aquascape дизайн является одним из самых модных и востребованных профессиональных подходов к оформлению аквариума. Aquascape поднял аквадизайн на совершенно новый уровень, сблизив оформление аквариумного пространства с живописью и ландшафтным дизайном. Уже сейчас видны формирующиеся течения и совершенно различные стили и подходы к решению аквариумного пространства. В конкурсных каталогах последних лет наряду с классическими «амановскими» аранжировками и композициями в стиле «Ивагуми» появляются совершенно авангардные работы, предлагаются новые концепции сочетаний фактуры и цвета, линий и акцентов в аквариумном пейзаже. Таким образом, дизайн aquascape уже «перерос» аквариумистику в обычном смысле и на наших глазах становится полноценным объектом внимания искусствоведов и предметом деятельности непосредственно дизайнеров.
Думаю, читатель, глядя на представленные работы, согласится, что аквариумные композиции, профессионально выполненные в стиле aquascape, наполнены смыслом. Они формируют настроение и мгновенно с легкостью воспринимаются благодаря природной гармонии и высочайшей эстетике. При этом они всегда художественно завершены, целостны и выразительны. Умение создавать такие произведения приходит с годами непрерывного обучения и далеко не ко всем. Помимо общей утонченности, фантазии и художественного вкуса, мастер по созданию aquascape должен безукоризненно владеть техническими приемами создания композиции из живых элементов, в совершенстве освоить методы ухода за используемым биологическим материалом, обладать знаниями о различных техниках длительного содержания живой композиции и обязательно — терпением и способностью к методичному и кропотливому труду. Работа над формированием ландшафтных живых картин длится несколько месяцев, а иногда и лет, в течение которых дизайнер, как дирижер, нянька и послушный голосу Природы ученик в одном лице руководит картиной, корректирует процессы жизнедеятельности, изменения структуры, формы, цвета живого материала, уделяет внимание каждой частице композиции, с каждым днем все лучше понимая и ощущая тонкости отношений между живыми объектами и границы возможного и невозможного в художественной работе с живыми существами, в постоянном диалоге с Природой добиваясь намеченной цели — создания драгоценного сплава природной и рукотворной красоты и гармонии в миниатюрном водном пространстве.

Высококлассные работы, выполненные в данном стиле, обычно впечатляют всех. Однако истинное наслаждение от созерцания такого произведения сможет получить только утонченный зритель, способный к целостному восприятию внешней неподвижности миниатюрного природного ландшафта и постоянных изменений каждой живой и натуральной частицы, его составляющих; вдумчивый наблюдатель, наделенный фантазией, способный резко или плавно менять масштабы собственного восприятия, попеременно «переключаться» от созерцания гармонии общей картины к концентрации на отдельных живых и удивительных объектах; способный ощутить и воспринять ритм и мощную энергетику тысяч меняющих форму, размеры и даже цвет растений, стай рыб, молниеносно структурирующих пространство и на мгновение придающих ослепительную завершенность композиции, которая исчезает уже через доли секунды и возникнет вновь — может быть, через минуту, а может быть, уже никогда…; зритель, способный чувствовать настроения яркого и завораживающего маленького мира, ежедневно проживающего свои рассветы и закаты в абсолютной тишине водного безмолвия.

Вот, собственно говоря, кратко и достаточно поверхностно о том, чем занимается современная композиционная аквариумистика на пике своего профессионализма и, соответственно, высокой моды в мире непосредственно аквариумного дизайна. Что касается реалий современного интерьера, то аквариумные композиции в стиле aquascape, помимо элитного жилья, обычно находят свое применение в кабинетных и офисных помещениях высокого ранга, где, кроме вышеописанного, еще и являются впечатляющей визитной карточкой, одновременно подчеркивающей как уровень изысканности и утонченности эстетического вкуса хозяев, так и высокую степень их респектабельности.

Надеюсь, что представленные работы признанных мастеров aquascape не оставили равнодушными читателя. Что же касается реальности создания работ такого уровня в Украине, то по собственному опыту могу сказать — в последние годы это стало возможным.

Ольга Барановская,
ведущий дизайнер ДАК
Всеукраинской Ассоциации Аквариумистов,
призер IAPLC-2005,
«Студия Изящной Аквариумистики Владимира Ужика
и Ольги Барановской»
(г. Харьков, Украина)
Фото работ-призеров The International Aquatic Plants Layout Contest-2004 предоставлены автором статьи и публикуются с разрешения «Aqua Design Amano Co., Ltd» (Япония). Еще о дизайне aquascape, а также о творческих успехах отечественных аквадизайнеров читайте в «ZOO-БИЗНЕС» № 9`2005 (107)

Рекламные ссылки на другие сайты