ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Японский аквариум

В мире высокого аквадизайна
О японском аквариуме (японском природном аквариуме, аквариуме Такаши Амано), загадочном и привлекательном, как все японское, так или иначе, слышал, наверное, каждый. В последнее время во многих рекламных материалах, посвященных теме декоративной аквариумистики в интерьере, охотно используют этот термин для привлечения потенциального заказчика. Но информационный вакуум вокруг данного явления по-прежнему имеет место быть, и под видом японского аквариума порой фигурируют работы и изделия, никакого отношения к этому явлению не имеющие. Недавно возникшее, так сказать, в «лоне» японского аквариума понятие акваскейп-дизайн порой также используется не всегда корректно. Нам показалось разумным немного поговорить о японском аквариуме и показать читателю лучшие работы мастеров этого прекрасного жанра на страницах журнала «ZОО•БИЗНЕС».
Вначале отметим, что понятие японский аквариум, в общем, не связано с размерами, формой, местом расположения и прочими техническими особенностями стеклянной емкости, оборудованием, применяемым для ее оснащения, их производителями и перечнем конкретных обитателей миниатюрного водного мира. Японский аквариум — понятие, относящееся более к особенностям композиции, выполненной за аквариумными стеклами, степени гармонии эстетической и биологической ее частей, особенностей влияния на зрителя. Японский аквариум — это маленькая модель мира, организованная с учетом известных человечеству фундаментальных законов и принципов, согласно которым проистекают естественные природные процессы. В изобразительной части японский аквариум — это подводный ландшафт, пейзаж, созданный с применением тысяч живых растений, художественно объединенных с другими природными объектами — рыбами, беспозвоночными, камнями, корягами —в целостное произведение, имеющее название, сюжет и обладающее характеристиками объекта изобразительного искусства.
В биологической части это —грамотно сбалансированный и тонко отлаженный устойчивый биогеоценоз. Он создан исключительно из природных материалов, и каждый его элемент выполняет свою природную функцию. Соотношение растительной и животной частей такого аквариума — характеристика важная как для экологического баланса системы, так и для художественного восприятия произведения.

Немного истории
Основой известного широкой аудитории понятия японский аквариум стала концепция Nature Aquarium (Природный Аквариум), разработанная и предложенная в конце ХХ века всемирно известным фотохудожником-пейзажистом и аквадизайнером Такаши Амано (р. 1954 г., Япония). Такаши Амано и возглавляемая им «Aqua Design Amano Co.» (Ниигата, Япония) в результате научных исследований водных и околоводных экваториальных систем Америки, Азии и Африки получили уникальную информацию о биологических, химических, физических процессах, определяющих жизнедеятельность природных экосистем. На основании полученных знаний разработан широкий спектр продукции — питательных грунтов, специфического освещения, средств по уходу за водой, другого вспомогательного оборудования. С помощью этого удалось создать максимально комфортную и соответствующую природным требованиям водных организмов среду в условиях аквариума. Только тогда появилась возможность художественной работы с живыми объектами, при этом, японские специалисты разработали и предложили методы и способы формирования аквариумной высокоэстетичной композиции и разработали процедуры и методики ухода за ней. Изначально работы Амано представляли художественно разработанные ассоциомы автора на тему увиденных подводных картин — сочетаний объектов живой и неживой природы. В дальнейшем, благодаря работам многих последователей, спектр изображаемого за стеклами аквариума расширился, стал более фантазийным и далеко ушел от копирования природы. Поэтому в последние годы многим специалистам, в том числе, и авторам этой статьи, кажется правильным употреблять понятие, более полно охватывающее различные по тематике сложные аквариумные композиции, включая те, которые не всегда детально
копируют природный подводный мир. Так появился термин aquascape, дословно — «водный пейзаж», «водный ландшафт». При этом, технической и, так сказать, идейной основой работ в жанре акваскейп по-прежнему является концепция японского природного аквариума «Nature Aquarium». Когда говорят о работах акваскейп, имеется в виду, конечно же, сложная аквариумная композиция, созданная исключительно из натуральных материалов.
Японский бум в декоративной аквариумистике и мода на применение именно японской концепции организации аквариума для интерьера связаны, прежде всего, с двумя явлениями. Во-первых, к ХХI веку всякая бутафория, имитация и подделка в вопросах формирования аквариумного пространства для интерьера, особенно элитного, за редким исключением, изживает себя как идейно, так и технически. А во-вторых, наконец-то происходит размежевание в умах большей части потребителей, придерживающихся двух основных концепций аквариумных систем и, соответственно, их назначений: а) общественных, экспозиционных (зоопарк, океанариум и пр.), изначально не предполагающих постоянное нахождение в среде обитания людей, оперирующих крупными и экзотическими формами и сочетаниями объектов. И б) интерьерных, предполагающих повышенные требования к непосредственно эстетическим характеристикам, более «камерных» и изящных, при этом предполагающих возможность длительного комфортного сосуще-ствования с человеком в среде его обитания.
В данной статье мы не будем давать комментарии к каждой из представленных великолепных работ. Мы уверены: универсальный язык красоты понятен большинству читателей. Профессиональные же комментарии по поводу особенностей каждого из представленных композиционных построений, специфики используемых материалов, биотехнических режимов функционирования аквариумных систем с такими композициями — тема обширная. Однако она достаточно сложная, поэтому вряд ли будет интересна неподготовленному читателю.
Для широкой аудитории отметим следующие общие моменты.
• Размеры и форма аквариумов для создания гармоничных композиций определяются, прежде всего, с учетом художественного замысла в отношении будущей композиции, особенностей интерьера и, не в последнюю очередь, бюджетом проекта (рисование «живыми» красками — относительно дорогостоящее занятие). Всемирно принятая практика профессионального аквадизайна в жанре акваскейп оперирует, как правило, простыми формами аквариумов (обычно это параллелепипед), допускается незначительный изгиб переднего стекла. Высота водного столба обычно не превышает 50 см: это связано с особенностями организации системы освещения (как правило — верхнего света), спецификой проникновения света в водную среду, удобством постоянной работы с композицией.
Вы вряд ли увидите где-нибудь в мире многотонный аквариум с гармоничным и высокохудожественным живым ландшафтом за его стеклами. Обычно в больших емкостях оказывается возможным содержать только очень примитивную композицию, с большой долей бутафорских элементов или просто ярких и экзотических водных обитателей: рыб, беспозвоночных — это гораздо легче и дешевле, что немаловажно для потребителя.
• Просмотровая глубина или, как еще говорят, ширина «серьезного» аквариума обычно равна высоте или превышает ее. Чем больше пространства для работы с перспективой, тем легче автору создавать впечатляющую объемную композицию. Важное требование — соответствие габаритов системы освещения габаритам освещаемого аквариумного пространства: в аквариуме не должно быть не проработанных верхним светом участков. Если аквариум технически закрытого типа — крышка его должна обеспечивать простой и удобный доступ во внутреннее пространство, желательно — при включенном полном освещении.
• Используемая для работы вода обычно мягкая, с кислой реакцией. Для многих регионов
Украины это влечет за собой необходимость специальной водоподготовки — химической или физической.
• Основой энергичного роста растений японского аквариума является не только «правильная» вода, содержащая все необходимые макро- и микроэлементы в составе определенных химических соединений, но и система питательного грунта, в состав которого, как правило, входят черноземы, торф, глина и пр.
• Аквариумные системы снабжаются устройствами для постоянной фильтрации и регулярного обеспечения углекислотой. Подмена воды — до 1/2 общего объема в неделю. Обычный режим обслуживания — 1-2 раза в неделю.
Тем, кто желает стать обладателем японского аквариума в собственном интерьере, но не является специалистом в области аквадизайна, можем сказать следующее.
1. Поскольку японский аквариум — это, прежде всего, высокая эстетика, основанная на самых современных аквариумных технологиях и достижениях дизайна, требующая определенного уровня утонченности автора-создателя, поэтому лучше и правильнее будет поручить его организацию специалисту с необходимой профессиональной биологической и, что очень важно, дизайнерской подготовкой.
2. Если вы готовы часть своей жизни посвятить волшебной практике создания прекрасных водных миров, начать учиться, экспериментировать, проникать в тонкости взаимодействия природных элементов и стихий, повышать «разрешение» собственной фантазии, восприятия и чувствительности — нет ничего невозможного, и спустя определенное время (обычно — через несколько лет), вы и сами, скорее всего, сможете создать драгоценный сплав природной и рукотворной красоты и гармонии — собственный японский аквариум.
В. Ужик


Фото представлены «Студией Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской»
Украина, г. Харьков. Авторские права на фото работ — призеров IAPLC принадлежат «Aqua Design Amano Co.» (Ниигата, Япония). Фото публикуются с любезного разрешения господина Такаши Амано

Рекламные ссылки на другие сайты