ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Транспортировка рыб

№4/07

Для кратковременной перевозки аквариумных организмов применяют любые чистые емкости без острых углов и посторонних предметов (включая растения) внутри, способных причинить неудобство рыбам и беспозвоночным. Для этих целей подходят ванны и канистры из пищевого пластика или оргстекла, эмалированные и алюминиевые бидоны, стеклянные банки всевозможных форм и размеров, различные термосы и т.д. Предпочтительнее, конечно, прозрачная посуда — в ней проще осуществлять контроль над состоянием живых объектов. Длительность нахождения животных в транспортной таре определяется температурой воды (для тропических обитателей она равна 24–28 С, для холодноводных — до 19 С), плотностью посадки и освещенностью.
Для поддержания температурного оптимума используют изотермические пеноплас­то­вые ящики, сумки-термосы и т.п. При необходимости сверху или по бокам внутренней упаковки помещают буферные грелки с подогретой водой или льдом. Необходимо помнить, что чем выше температура воды, тем меньше растворяется в ней кислорода, а обмен веществ рыб активнее. Плотность посадки зависит от размеров, сытости рыб и их физиологических особенностей (возраста, крепости конституции, требовательности к среде и др.). За сутки перед отправкой рыбу не кормят. Плохо переносят путешествия слабые, старые и больные экземпляры. Лучший «дорожный» размер крепких, здоровых мальков составляет для мелких видов 1,5–2,5 см, для крупных 2–4 см. Чем массивнее рыба, тем разреженнее должна быть посадка.
Темнота успокаивающе дей­ствует на рыб, двигательная активность у них снижается, легче переносятся транспортные стрессы. Поэтому освещенность при перевозке должна быть минимальной.
Самое рациональное — перевозить гидробионтов в двухслойных полиэтиленовых пакетах или рукавах с кислородом или озоном (соотношение воды и кислорода 1:2 или 1:4). Пакеты должны быть с широкими прочными швами, рукав заплавляется с двух сторон (для страховки концы обматываются изолентой, стягивают резиновыми кольцами) или оборудуются специальными зажимами.
Животных с кожным дыханием (илистых прыгунов, змее­головов и др.) можно переправлять во влажной среде с минимальным количеством воды. В целом для рыб, имеющих дополнительные органы дыхания (анабасовых, сомиков и др.), в качестве наполнителя используют смесь воздуха и кислорода (1:1), озон для них противопоказан. На литр воды животных по массе может приходиться от 50 до 150 г при времени от 35 до 70 ч. При длительной траспортировке следует иметь резерв чистой воды и возможность перезарядить пакеты новой порцией кислорода. Погибающих и павших рыб немедленно удаляют из кулька.
Интересен метод наркотизации рыб, при котором они как бы впадают в анабиоз. Плотность посадки при этом возрастает в 203 раза, но одновременно увеличивается риск гибели и стерилизации животных. Наркоз проводят следующими водораствори­мыми препаратами: амобарбитала (для морских рыб) 105–130 мг/л, амиленгидрата (0,5–1,25 мл/л), хлоральгидрата (2,3–3,1 г/л) и трикаина (MS-222) 10 мг/л. Реакцию воды стабилизируют бикарбонатом натрия (50 мг/л).
В отдельных случаях наркотизацию применяют при лечении и фотографировании рыб. В чис­той воде рыбы полностью просыпаются за полчаса.
При упаковке внутреннего пакета в него сначала наливают свежую профильтрованную воду, адаптированную к потребностям того или иного вида. После этого осторожно отлавливают рыб и перемещают их на новое местожительство. Крупные виды, имеющие колючие плавники (косатки, синодотисы, цихловые, осет­ро­вые и др.), транспортируются в трехслойных пакетах с прокладками из плотного пергамента между слоями. Для дезин­фекции в воду добавляют трипафлавин (5 мг/л), метиленовую синь (1 мг/л), эрициклин (25 мг/) и т.п. Для морских животных лекарства не применяют. Затем из пакета руками выпускают воздух, вставляют резиновых шланг (погружая его в воду), перехватывают сдутый пакет у верха и нагнетают кислород из кислородной подушки или баллона. Горловину пакета (5–7 см) свивают в спираль и фиксируют одним или несколькими резиновыми кольцами. При перевозке мелких рыб углы пакетов заплавляют на 4 мм, перетягивают резиновыми кольцами (широкой лентой) или обматывают по шву через верх изоляцией (лейкопластырем). При перевозке в самолете пакет нельзя сильно накачивать, его поверхность должна слегка продавливаться. В противном случае из-за перепадов давления может произойти разгерметизация.
Более сложна и трудоемка перевозка рыб в переносных аквариумах с микрокомпрессором (избыточная масса, жесткость конструкции, дополнительное энергопитание и т.д.). Для вывоза животных за границу или при перемещении видов фауны внутри страны нужно иметь соответствующие ветеринарные документы (справку или сертификат). К сожалению, в системе зооторговли это положение полностью не выполняется. Ни один зоомагазин не выдает справок о состоянии здоровья проданных аквариумных рыб, не говоря уже о проведении карантинных мероприятий. Напоследок хочется дать еще один совет. Результаты каждой длительной транспортировки заносите в специальный дневник с указанием вида, массы рыб на единицу объема, времени перевозки, имевших мес­то вспомогательных операций, процента отхода и т.д. В дальней­шем это поможет вам не повторять ошибок и оптимизировать процесс доставки.

По материалам http://aquaroom.info

Рекламные ссылки на другие сайты