ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

3 `2003



Продолжение. Начало в №№ 3, 5, 6, 7, 8-9, 10, 11, 12 '2002, 1-2 '2003

Племенная собака Путь к успеху

Сегодня речь пойдет о социализации, воспитании и начальном обучении щенка с учетом его дальнейшего предназначения — племенного использования, участия в выставках. Все нижеупомянутое будет касаться молодых собак в среднем от 3 до 6-месячного возраста (для некоторых пород старше), так как именно в этом возрасте нарабатывается основная масса навыков, умений и привычек (как полезных, так и вредных или нежелательных). Именно этот возраст нельзя «упустить» в смысле налаживания взаимопонимания и доверия между животным и членами семьи, и в первую очередь с хозяином. Именно это обеспечит в дальнейшем беспрекословное послушание даже собак «серьезных» пород, а также успех в дрессировке и любых видах спорта, где без взаимопонимания между спортсменом и собакой рассчитывать не на что. Разумеется, приведенный материал не может глубоко и всесторонне описать данную тему и отражает лишь точку зрения автора. Прежде всего отмечу, что именно возраст щенка от 3 до 6-ти месяцев — самый забавный в понимании человека и, возможно, именно это обстоятельство вызывает массу ошибок начинающих и неопытных владельцев. Для собаки же это время активного познавания окружающего мира и своих возможностей, время самых активных игр. Именно в игре необходимо развивать наследственно заложенные возможности животного и гасить нежелательные, т.е. воспитывать животное согласно своим требованиям, разумеется, с учетом возможностей каждой породы. Это составит основу для дальнейшей более серьезной дрессировки в любом направлении. Насколько прочной будет эта основа — только Ваша заслуга, так как раньше 6-ти месяцев очень редко кто обращается к дрессировщикам, считая, что справится самостоятельно, что щенок слишком мал и т.д. Пожалуй, основное правило при воспитании щенка — разрешать с самого начала собаке лишь те действия, которые будут разрешены ей во взрослом возрасте. Всегда помня об этом, Вы сможете избежать многих недоразумений в дальнейшем. Иными словами, не вдаваясь в глубины особенностей собачьей психики, это можно объяснить так: у собаки нет такого понятия, как у человека, что сегодня какое-то действие можно сделать, а завтра это уже запрещено. Если Вы позволяли ей спать на кровати (маленькая, мол, жалобно скулит), то в дальнейшем очень трудно будет объяснить животному, почему вдруг стало нельзя этого делать сейчас, таким образом возникают конфликты. То же касается и других действий, совершаемых щенками и прощаемых им со скидкой на возраст, мол, вырастет — поймет. Частым бывает кусание во время игр за руки и ноги (пусть даже игривое), особенно детей, возбужденный лай на людей, животных или предметы (велосипед и т.п.) и другие действия щенка, которые зачастую вызывают смех. И, если Вы не сможете «объяснить» своему воспитаннику, что это необходимо прекратить, то такие действия перерастут в дурные привычки собаки, иногда небезопасные для ее жизни (например, лай и бег за автомобилями), и в Ваши, порою трудно решимые проблемы. Чтобы подобного не случилось, щенку сразу после появления его в доме необходимо установить четкие рамки дозволенного. Понятно, что это не человек и ему не объяснишь, что это можно, а это нет. Направление действия щенка и корректировка его наклонностей легче всего производится в игре, а также в обучении запрещающим командам, но в легкой форме. Например, залез лапами на стол — получил неприятный щелчок по носу, сопровождаемый командой «нельзя», «фу», «нет» или подобной, сказанной строгим голосом. Очень настырного или не в меру разбушевавшегося щенка приводит в чувство встряска за холку с отрывом как минимум передних лап от пола, сопровождаемая все той же запрещающей командой. Если щенок слишком тяжел или имеет нежную кожу, то в таком случае помогает такой метод: взявши за холку, придавить к полу на несколько секунд с силой, ощутимой для щенка и переключившей его внимание на эту «процедуру». Это всего лишь действия, которые применяет сука-мать при воспитании подросшего потомства, и вреда Вашей собаке они не принесут, а только пользу. Можно также применить подобный метод: обхватывая морду щенка сверху ладонью, сомкнуть ему при этом челюсти (конечно, если толщина морды позволяет выполнить такую процедуру). Это помогает при попытке щенка кусаться или при неугомонном лае и может в зависимости от ситуации сопровождаться запрещающей командой или командой «тихо», «молчать» и т.п. Такой жест подтверждает Вашу роль «вожака». Но прежде, чем применять «карательные» меры, постарайтесь отвлечь щенка от нежелательных действий — щенки, как и дети, очень быстро переключаются с одной игры на другую и, чем младше животное, тем легче его отвлечь: малыш, возможно, поймет, что в эту игру Вы с ним играть не хотите и оставит попытки вернуться к нежелательным действиям. Особое внимание в этом возрасте необходимо уделить специфическим для породы (или линии) чертам темперамента. В первую очередь, это агрессивность к людям и животным, склонность к лаю и т.п. Особенно уделите внимание тем чертам, которые присутствовали у родителей и присущи их потомству — например, выраженная агрессивность к человеку, частый лай, а также робость, слабая выдержка и т.п. Такие специфичные черты темперамента должны быть постоянно контролируемы с Вашей стороны — нежелательные сведены до минимума, а желательные развиты, но подконтрольны Вам. Отмечу, что на выставках неуправляемая агрессия к собратьям может перечеркнуть выставочную карьеру животного даже той породы, которой такая черта присуща. Агрессия к эксперту или другим людям на выставке может привести к снятию с ринга вплоть до дисквалификации. Агрессия также может стать и проблемой при вязках, особенно для сук. Если в дальнейшем будут необходимы такие навыки, как подноска (на охоте или в спорте), преодоление препятствий, плавание — их также необходимо прививать с самого юного возраста, в старшем возрасте они лишь закрепляются и вырабатывается выдержка. Теперь остановлюсь на некоторых моментах, которые важно не пропустить при воспитании животного, предназначенного для племенного использования. Детские впечатления у щенка оставляют длительный заметный след, возможно, на уровне подсознания. Поэтому в возрасте от 3 до 6-ти месяцев (для некоторых пород несколько старше) важно заложить необходимые навыки и не допустить образования нежелательных, в том числе случайных. Четкость их выполнения будет отработана в старшем возрасте, но необходимые знания должны быть приобретены именно в этом возрасте. Оберегайте щенка от «травматических впечатлений», которые могут остаться на всю жизнь и стать проблемой (в том числе для выставочной карьеры и племенного использования). Это недопустимость нападения на маленького щенка взрослых сородичей, которые, помимо физических травм, могут нанести непоправимые психологические; оберегайте щенка от автотранспорта на дорогах; не требуйте от щенка выполнения невозможного для его возраста (выдержки, четкости исполнения и т.п.), не загружайте чрезмерно командами — это приведет к обратной реакции, к нежеланию выполнять конкретную команду или вообще работать. У будущих племенных производителей нельзя пресекать половое поведение — импровизированные садки во время игры. Наказание за это приведет к полной невозможности использовать кобеля как производителя. Лучше отвлеките их другой игрой. Щенки в этом возрасте не осознают значения такого поведения, но оно способствует их половому развитию и укреплению уверенности в своих силах. Активное проявление такого поведения у сук может указывать на характер лидера, претензии (в будущем) на роль вожака, уверенный, иногда жесткий характер. Поскольку путь к племенному использованию лежит через показ собаки на выставке, то особое внимание в упомянутом возрасте необходимо уделить выработке команд и навыков, необходимых для успешной выставочной карьеры. Особенно это важно для кобелей. Щенка необходимо приучить к спокойному осмотру зубов и другим процедурам с ними; кобелей — к спокойному отношению при проверке семенников, выставочной стойке, стрижке или триммингу (для пород, где это необходимо), к использованию косметических средств для выставки и шуму фена, к командам на ринге и выставочному поводку — цепочке или ринговке, а также к спокойному отношению присутствия большого количества собак и людей и к спокойному передвижению в различном транспорте. Коротко остановлюсь на каждом из этих пунктов. • Любая собака должна давать спокойно осмотреть зубы, но выставочная должна относиться к этому как к должному — заглядывайте щенку в рот почаще на несколько секунд, когда он спокоен, но особо не надоедайте, он быстро привыкнет к этой процедуре. Приучите его также к чистке зубов — поначалу это может быть просто увлажненный кусочек бинта. • Семенники (их опущенность в мошонку) обязательно проверяются на выставках у всех кобелей без исключения. У щенков они могут не быть полностью опущены, но должны прощупываться. При испуге семенники могут подтягиваться в брюшную полость, если канал слишком широк. Кобелям эта процедура (хотя такая проверка длится считанные секунды) не нравится, но они должны спокойно к ней относиться. • Выставочная стойка очень специфична для каждой породы, поэтому описать здесь все особенности не представляется возможным. В добротной специализированной литературе описывается и иллюстрируется, как должна быть представлена собака данной породы. Обязательно посоветуйтесь со специалистами по породе, внимательно наблюдайте на выставках за работой хэндлера и собаки, особенно за теми, кто давно участвует в выставках. Правильную выставочную позу лучше закрепить определенной командой — любой на Ваш выбор («ринг», «показ» и т.п.), но не той, что Вы пользуетесь в быту — «стоять» и т.п. Показ собаки с хорошей стороны позволит ей выиграть у конкурентов подобного качества, но плохо выставляющихся. На шоу порой случается, что благодаря именно идеальному показу выигрывает животное не самого лучшего качества из представленных, но которое имеет «кураж» и презентабельный вид. Следует помнить, что «двойное вождение» (человек с собакой в ринге, а помощник за рингом привлекает внимание животного, чтобы оно было собранно) — запрещено на многих европейских выставках и к нему лучше не приучать. Для создания впечатления настороженности и собранности собаки используют лакомство, игрушки, а для многих хорошо обученных и отработанных животных сигналом служит обстановка в ринге и условная команда. Лучше всего начинать выставочную карьеру с немногочисленных выставок и с младших классов, выходить на ринг только в хорошем настроении — оно передастся собаке и поможет ее успеху. Для собаки выставка — это игра, сделайте так, чтобы она ей понравилась с детства. • Стрижка и тримминг необходимы во многих породах, но требуют навыков и умения, особенно при проведении этих процедур перед выставкой. В ответственные моменты обращайтесь к мастерам по стрижке и триммингу, но пока щенок мал — приучайте его к расческе, щетке, щелчкам ножниц, по возможности к шуму машинки для стрижки и к фену, а также к купанию. Чем раньше начнете приучать малыша, тем лучше. Обязательно избегайте болевых ощущений, утомления, резкого испуга от шума приборов. Совмещайте приучение с игрой, приятными ощущениями для собаки (почесать за ушком и т.п.) – и ей понравится. Увеличивайте разнообразие процедур и их длительность постепенно. К косметическим средствам (шампуням, пенкам, особенно к лаку) приучайте очень осторожно, пользуйтесь только специальной косметикой для собак — она не вызывает раздражения и не имеет резкого запаха. • К ринговому поводку следует приучать, когда щенок хорошо относится к обычному поводку и ошейнику. Ринговый поводок используется только на выставке и должен ассоциироваться у собаки с ринговой дрессурой и с выставкой. Одевайте его перед началом занятий по ринговой дрессуре и снимайте по ее окончании. Не рекомендуется использовать выставочный поводок и ошейник для прогулок. Нельзя требовать от щенка четкого исполнения команд, достаточно лишь дать ему понять, как их выполнять и что это приносит Вам удовольствие. Не скупитесь на похвалы, но и не расточайте их «авансом». • Приучение к большому количеству собак и людей можно начать с посещения массовых выгулов собак (убедитесь, что среди собак нет агрессивных), а также с посещения в качестве зрителей вместе с Вашим питомцем выставок, начиная с небольших, проводимых под открытым небом, а позже в помещениях. Щенки до 3-4 месяцев редко проявляют страх на выставке — им все интересно, но из-за эмоциональной перегрузки они чрезвычайно быстро устают. Не доводите щенка до изнеможения. Для первого раза достаточно 1-2 часов пребывания на выставке, знакомства с окружающими доброжелательно настроенными собратьями. Обходите стороной большую скученность людей и животных. При очередном посещении выставки попробуйте выйти в свободный ринг и зафиксировать те команды, которые щенок уже усвоил при обучении дома, попросите кого-нибудь выполнить роль «эксперта» и осмотреть зубы, семенники, ощупать тело и т.п. • Приучать к транспорту собаку с запланированной выставочной карьерой необходимо как можно раньше. Это должен быть как общественный транспорт, так и личный, а для мелких пород — метро. Лучше начать приучать в период, когда малышу еще не знакомо чувство страха (до 3-4 мес.). Заносить маленького щенка следует на руках, даже когда в транспорте мало людей. Достаточно для начала во время обычной прогулки проехать на транспорте 1-2 остановки. Не забывайте о похвале за смелость, подбадривании и увлечении собственным примером при проявлении у щенка робости. Многие упомянутые вопросы начального воспитания актуальны не только для племенных собак, но и просто для домашних любимцев. Если, после прочтения статью о социологии, воспитании и начальном обучении щенка с учетом его дальнейшего предназначения у Вас возникли вопросы, не освещенные в этой статье, Вы можете прислать их в редакцию «ZOO-FITO», а мы постараемся на них ответить. Мария Газнюк, зооинженер-селекционер, ассистент кафедры генетики животных и биотехнологии НАУ


Продолжение. (Начало в №№ 3, 5, 6, 7, 8-9, 10, 11, 12 '2002)

Рекламные ссылки на другие сайты