ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

ZOO-FITO № 11 `2002



Племенная собака - темперамент


(Продолжение. Начало в №№ 3, 5, 6, 7, 8-9, 10 '2002) Рассмотрев в предыдущих статьях различные аспекты подхода к выбору племенной собаки, сегодня остановимся на самом главном качестве любой собаки – ее врожденном темпераменте. Согласитесь, что именно он составляет основную ценность любой собаки, даже декоративной. Не зря говорят, что жить с характером. Вряд ли принесет радость собака (даже очень престижных кровей) с отличным экстерьером, но с порочным темпераментом. Такое животное может принести только разочарование и массу проблем. Типичный для породы темперамент – залог счастливого совместного существования собаки и хозяина. Каким должен быть темперамент у конкретной породы, обозначено в стандарте. Там же указаны недостатки и пороки. Выбирая для себя породу собаки, обязательно выясните, какие склонности и характер у собак данной породы, так как отсюда вытекают и потребности при ее содержании. Ни в коем случае нельзя руководствоваться только эстетической привлекательностью или тем более, модой на породу. Возможно, по темпераменту она совсем Вам не подходит. Наверное, сложно представить пожилую даму в компании с доберманом или спортсмена на пробежке с чихуахуа. Каждая порода выведена для определенной цели, и ее первоначальное предназначение исключительным образом повлияло на требования к темпераменту каждой породы. Даже если собаки определенной породы уже не используются по предназначению (не охотятся, не пасут овец), задатки темперамента, закрепленные наследственностью, в той или иной степени обязательно проявятся. Далматин, например, не станет менее темпераментным, если Вы возьмете его как комнатную собаку – ведь это первоначально охотничья и так называемая «каретная» собака, а потому энергичность, неутомимость и потребность в активном движении присущи всем представителям этой породы. Вывод – к выбору собаки нужно подходить комплексно, изучив ее и «снаружи», и «изнутри». Лучше всего пообщаться «вживую» с несколькими собаками понравившейся породы в спокойной обстановке и внимательно понаблюдать за их поведением. Определившись с породой собаки, которая Вас устраивает во всех отношениях, теперь необходимо найти нужного щенка. Очень редко удается отыскать сразу подходящее животное, но очень хорошо, если есть несколько качественных пометов, из которых можно выбирать. Я настоятельно рекомендую осмотреть все имеющиеся в пределах досягаемости пометы, которые происходят от выдающихся родителей. Так будет легче сориентироваться и выявить отличия, недостатки и преимущества каждого щенка в каждом помете. Тип поведения у собак, а также способность к дрессировке обусловлены наследственностью животного, за эти признаки отвечает группа генов (полигенное наследование). Однако, на развитие такого сложного признака, как темперамент, в значительной степени влияют условия внешней среды, т.е. содержание, кормление, физические нагрузки и т.д., но все же «фундамент» хорошего темперамента и рабочих задатков заложен исключительно наследственностью. То есть без хороших наследственных задатков идеальные условия содержания не помогут получить хорошую собаку со здоровой психикой. Косвенно судить о наследственных задатках темперамента можно по прямым (мать, отец, бабушки, дедушки, братья и сестры) и боковым (полубратья и полусестры и т.д.) родственникам. Отличный темперамент и рабочие качества у родителей щенка (охотничьих и рабочих пород), подтвержденные соответствующими дипломами (полевыми или по дрессировке) установленного образца, могут свидетельствовать с большой долей вероятности о наличии благоприятных задатков и у щенка. Особенно ценно, если такими качествами обладали не только родители, но и более дальние родственники – II, III поколений. Охотничью собаку для охоты нужно брать только из тех линий, где все предки были рабочими, что указано в родословной – наименование и степень диплома. Сегодня практически у всех собак охотничьих пород существуют линии, почти полностью утратившие охотничьи качества (шоу-линии), об этом следует помнить. В декоративных породах от собак требуется покладистый, не агрессивный характер, терпимое отношение к детям, контактность и смышленость. Не последнее место должно уделяться дрессируемости, хотя декоративные собаки и не предназначены для определенного вида службы, но минимальная дрессировка необходима, чтобы животное было контролируемо. Наличие хорошего темперамента у боковых родственников и отсутствие в их числе особей с порочным характером желательно, хотя это обстоятельство не может гарантировать подобных качеств у щенка, т.к. информацию о всех близких родственниках собрать ,как правило, не всегда удается. Если щенок получен в результате множественного инбридинга, необходимо также быть более внимательным, чтобы вовремя выявить негативные последствия такого разведения. Ваша задача – выбрать щенка с типичными породными признаками темперамента. Сразу замечу, это не очень-то и легко, и даже опытный кинолог, пусть редко, но может ошибиться. Однако свести до минимума риск приобретения собаки с нездоровой психикой можно и нужно. Как уже отмечалось, темперамент – комплексный и сложный признак и, увы, многие задатки характера у маленького щенка определить бывает очень сложно или невозможно. Выявить характер собаки с большой долей точности можно к 5-6 месяцам, а у «поздних» пород иногда и в более отдаленные сроки, но продают и покупают щенков гораздо раньше. Поскольку возраст собаки в момент покупки может быть разным, очень важно знать этапы развития собак, чтобы выводы о психике животного не оказались ошибочными. Первый этап – от 1 до 18-21 дня жизни щенка. Это период безусловно-рефлекторной адаптации. Щенки рождаются слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни и нуждаются в материнском уходе. Тем не менее, уже с первого дня жизни они могут ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. К 15-18-му дню жизни они уже видят и слышат, могут воспринимать и дифференцировать объекты окружающей среды, у них вырабатываются условные рефлексы, образуются многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18-21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, бегать, проявляют четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители, у них вырабатываются оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В этом возрасте щенок к новому владельцу может попасть лишь в исключительных случаях (гибель матери). Второй этап – от 18-21 до 30-35 дней. Этот период первичной условно-рефлекторной адаптации. У щенков вырабатываются условные рефлексы на пищевые раздражители (например, на лакомство), а также оборонительный рефлекс. Однако скорость образования условных рефлексов еще невелика, необходимо многократно повторять упражнения (например, своевременный отклик щенка на кличку поощряется лакомством). Однако нужно помнить, что в этот период щенки часто отвлекаются и не концентрируют внимание на чем-нибудь долгое время. Третий этап – от 5-6 до 8-12 недель. Это экзальтационный период, наиболее важный по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. В этом возрасте щенки по своему поведению очень похожи. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает ориентировочная реакция. Если во второй период жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) они лишь настораживаются, то в третий – подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда лают. В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Наиболее часто щенок попадает к владельцу именно в этом возрасте. Четвертый этап – от 3-4 до 6-7 месяцев. Это период формирования типологических особенностей нервной системы щенка. Если щенки 1,5-3-месячного возраста по поведению похожи друг на друга, то, начиная с 3-4 месяцев, их поведение заметно различается. У некоторых из них в ответ на какие-то раздражители проявляется пассивно-оборонительная реакция. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игр, а лишь наблюдают со стороны. При первом появлении посторонних и даже не резко выраженных угрожающих действий некоторые щенки убегают. Таким образом, с 3-4 месячного возраста заметно снижается интенсивность «исследовательской» деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение. Следует иметь в виду, что срок проявления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан для подавляющего большинства щенков, но он может наступить раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после 4 месяцев), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы. В общем можно сказать, что лучшие качества характера желательные для щенка 2-2,5 месяцев, когда он, не боится посторонних и не проявляет к ним агрессии, активен и любопытен, игрив и не робок. Если щенок любит игрушки, считают, что он будет легко дрессироваться. На резкий звук или хлопок нормальный щенок обратит внимание и попытается понюхать, такая же реакция предпочтительна на брошенный предмет. Слишком возбудимый щенок может сразу кинуться посмотреть или начнет лаять, а прячущийся может быть психически нездоровым. Бытует мнение, что лучший способ выбрать щенка – это довериться своей интуиции, особенно если щенок сам подошел к Вам и приласкался. Однако всегда помните о здравом смысле и цели Вашего выбора. По возможности используйте ниже приведенный тест для определения характера щенка. Он разработан У. Кемпбеллом на основе многолетнего опыта и исследования большого количества собак. Тесты при выборе щенка Система состоит из пяти тестов, причем тестирование осуществляется на 6-8 (оптимально 7) неделе жизни щенка. Каждый тест проводится только один раз. Тест 1 – контактность. Войдя в помещение, посадите щенка на середину комнаты и сделайте несколько шагов в сторону двери. Затем присядьте на корточки и рукой поманите к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как он это делает: – подходит медленно, хвост поднят, скалится, хватает зубами за руки (А); – подходит без задержки, хвост поднят, лает (В); – подходит без задержки, хвост опущен (С); – подходит медленно, хвост опущен (Д); – не подходит (Е). Тест 2 – следование за человеком. Отойдите от щенка нормальным шагом. По манере сопровождения или несопровождения определяется степень независимости характера щенка: – идет с готовностью рядом, хватает человека за ноги, хвост высоко поднят (А); – идет с готовностью рядом, хвост высоко поднят (В); – идет за человеком с готовностью, хвост держит низко (С); – идет медленно, хвост держит низко (Д); – за человеком не идет, уходит от него (Е). Тест 3 – послушание. Щенка осторожно кладут на бок, поддерживая его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. Щенок, сам имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться. Буквенного ключа этот тест не имеет. Тест 4 – социальное доминирование. Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения: – борется, сопротивляется, кусается (А); – борется, сопротивляется (В); – двигается, лижет руки (С); – вертится, чтобы лизнуть руки (Д); – замирает и ждет (Е). Тест 5 – чувство собственного достоинства. Щенка берут снизу за живот скрещенными руками так, чтобы он не мог видеть человека, и удерживают его в таком положении в течение 30 секунд, определяя при этом манеру его поведения: – сопротивляется энергично, рычит, кусается (А); – сопротивляется энергично (В); – двигается, лижет руки (С); – вертится, чтобы лизнуть руки (Д); – замирает и ждет (Е). По сочетанию букв на основании ключа к тестам Вы получите следующие характеристики и рекомендации: а) два А и два В – агрессивен, может укусить, если до него дотронуться; не рекомендуется для детей, подростков и пожилых людей; жестких методов дрессировки не применять, будет хорошим защитником хозяина; б) три и более В – собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества; в) три и более С – идеальный компаньон, рекомендуется для детей и пожилых людей; г) два или более Д с одним или более Е – очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребуется много усилий при воспитании, укусить может только в виде защиты при жестком обращении; д) два или более Е (особенно Е в тесте 4) – с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике. Если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом, если несколько раз отмечена реакция Д, то щенок может обнаружить склонность к бегству, не рекомендуется для детей и подростков; е) в том случае, если реакции А и В мало отличаются друг от друга, следует повторить тест в другом помещении. В заключение хочу предостеречь Вас от поспешного выбора щенка, ведь как правильный, так и неправильный выбор очень сильно повлияют на ближайшее 10-15 лет Вашей жизни. А какими они будут, в данном случае зависит от Вас самих. Мария Газнюк, зооинженер-селекционер, ассистент кафедры генетики животных и биотехнологии НАУ При написании статьи использованы материалы книг: «Щенок в доме» (У. Кассиль) и «Как правильно дрессировать собаку» (В.И. Давыденко)


Рекламные ссылки на другие сайты