ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Собаки и дети

ZOO-бизнес № 1-2006

Больше половины собак приобретается для детей или под давлением детей. Почти все дети переживают период увлечения собаками и желания их иметь. У одних это связано с естественным для ребенка подражательным поведением: «Вон Маша гуляет со своей боксершей, и я хочу собаку». У других обусловлено, по всей видимости, наследственными факторами: родители в детстве любили животных, держали когда-то и кошек, и собак. Так или иначе, но желание завести собаку у многих детей становится едва ли не самой сильной доминантой. Они завороженно провожают глазами каждую собаку, встреченную на улице; их самое сокровенное желание — прикоснуться к собачьей шерсти, погладить, поцеловать собаку. Хорошо, если собака сдержанная и воспитанная, и владелец уверен, что она не обидит маленького человечка. Тогда, разрешив ребенку приласкать и обнять собаку, можно увидеть непередаваемое счастье в его глазах.
«Хочу собаку», — канючит дочка. Родители грубо обрывают это нытье: «Вот вырастешь большая, тогда заводи кого хочешь, хоть крокодила!». Варианты ответа могут быть самые разные: «Вот пойдешь в школу, институт…; окончишь школу, институт, аспирантуру…; выйдешь замуж…» и т.д. Одному пожилому человеку на предложение взять собаку жена ответила: «Вот выйдешь на пенсию, тогда и заводи кого хочешь». Ребенок знает, что повзрослеет он не скоро — а собаку хочется сейчас.
«Я буду все делать сам, — рыдает сын. — Я сам буду кормить щенка и гулять с ним…». Иногда конфликт между родителями, отказывающимися заводить собаку, и ребенком становится первым серьезным конфликтом «отцов и детей». В некоторых случаях родители пытаются найти компромисс в виде рыбок, птичек или хомячков. Рыбки, если и помогают, то ненадолго. Разве это собака?!! Другой вид неудачного компромисса — подарить ребенку дворняжку или маленькую декоративную собачку. Люди почти всегда отождествляют себя со своими собаками. Наши собаки — это как бы продолжение и дополнение нашего «я». Взрослый дядя легче переживет разлуку с любимой, чем тот факт, что его кобель не задействован в клубе как производитель. Что же говорить о ребенке! Обслуживание физиологичес-ких потребностей своей дворняжки вряд ли надолго его увлечет. Он будет остро завидовать Маше, которая ходит на выставки и занятия со своей боксершей Найдой.
Вот Маше действительно повезло с родителями. Впервые разговор о собаке возник, когда Маше было лет шесть. Родители сначала отшутились; потом, видя, что ребенок настойчив и стремление взять собаку не проходит, отец стал ходить с дочкой на выставки, рассматривать представителей разных пород. «Давай немного подождем, — сказал отец Маше. — Пройдет три-четыре года, ты подрастешь и сможешь гулять не только со щенком, но и со взрослой собакой.
Я обещаю, что собака у тебя будет». Маша поверила отцу. Она стала лучше учиться, исправила две свои тройки, вместе с родителями читала книги о животных вообще и о собаках в частности. Очень часто родители обманывают детей, но Машу не обманули. Курносую полосатую суку полутора месяцев отец подарил Маше, когда ей исполнилось двенадцать лет.
Для ребенка очень важно, чтобы собака была ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ породы, чтобы ее можно было чему-то учить, получая моральное удовлетворение от результатов вложенного труда. Настойчивая и целеустремленная Маша добилась прекрасных результатов в обучении Найды. Возвращаясь с занятий с блестящими глазами, она рассказывала, как собака ходит рядом, какая у нее прекрасная выдержка, как по первой команде она приносит аппорт, прыгает через высокий барьер, как буквально летит на задержание «преступника». А большой бородатый дядя Петя никак не может справиться со своим сенбернаром, который не бегает, не прыгает и палочки не носит.
Некоторые родители под натиском ребенка наконец уступают: «Ну хорошо, заведем тебе собаку, но учти: ты все должен делать сам — и убирать за щенком, и кормить его, и гулять. Мы палец о палец не ударим!». Ребенок, естественно, обещает делать ВСЕ. Но ребенок есть ребенок. Он страстно мечтает о собаке, он будет обещать все, что угодно. Но вы-то — взрослые люди. Как вы можете предположить, что ребенок может самостоятельно обслужить собаку, подобрать ей правильный рацион, осуществить требуемый стандартом уход за шерстью, вывести паразитов, сделать прививки? Ни один ребенок не в состоянии обслужить САМ СЕБЯ, тем более — кого-то другого. Первое, что ему надоест — это вставать рано утром, чтобы выгулять собаку.
«Юра, вставай, Треф скулит», — будит мать сына. Юра и сам слышит писк щенка, но вылезать из постели ему лень. Мать повторяет попытку поднять ребенка, но сама собаку не выводит. «Ты обещал, что будешь с ним гулять!» Треф тем временем не выдерживает и делает лужу. Его бьют, что оказывается делом более быстрым и легким, чем идти на улицу. Юра остается в постели. Собака стрессирована отсутствием возможности сделать свои дела, отсутствием достаточного выгула и движений, неадекватностью наказания. Отношения с ней неизбежно начнут портиться.
Достаточно редко дети длительное время после приобретения собаки сохраняют к ней стойкий интерес, выраженный в чем-то более существенном, нежели периодическая возня с мячом на ковре. Во-первых, это, как правило, девочки — они чаще бывают более ответственными, целеустремленными; в силу, быть может, заложенного в них материнского инстинкта они лучше заботятся о животном, сильнее к нему привязаны, более настойчивы в дрессировке. Во-вторых, хочется повторить, что ребенка больше увлекают различные соревнования с собаками, выставки, обучение и т.п. В прежние времена при клубах собаководства существовали детские группы по дрессировке. Дети с самостоятельно подготовленными животными ездили в пионерские лагеря показывать их работу, выступали в кинотеатрах перед детскими сеансами. Сейчас дрессировка все больше становится делом профессионалов; из собак чаще готовят телохранителей, чем послушных компаньонов.
Родители, видя страстное желание сына или дочери держать дома собаку, должны, несмотря на все трудности, постараться найти возможность это желание удовлетворить. Поверьте, дети с благодарностью будут вспоминать об этом ВСЮ ЖИЗНЬ, о своей собаке они расскажут Вашим внукам. Но Вы должны очень четко представлять, что основной труд по уходу, выращиванию и воспитанию собаки ляжет на плечи взрослых членов семьи.
Собака, вне всякого сомнения, имеет огромное воспитательное значение, которое вряд ли можно заменить чем-то другим. Чувство ответственности и сопереживания, доброта, забота, аль-труизм неизбежно формируются в душе ребенка, растущего рядом с умным и добрым лохматым другом. Собака в воспитании детей — антипод компьютера, боевиков и эстрадной поп-культуры. Собака — это мощное средство, отвлекающее от курения, алкоголизма и наркомании. Вместе с тем родители должны быть готовы относиться к собаке очень вдумчиво и грамотно, так как только атмосфера СЧАСТЛИВОЙ СОБАЧЬЕЙ ЖИЗНИ создаст ту среду, в которой психика ребенка будет формироваться правильно и гармонично. Грубое обращение с собакой, небрежное к ней отношение, отсутствие правильного воспитания, пренебрежительное отношение к лечению болезней и т.п. могут не только свести на нет все воспитательное значение собачьего общества, но и привести ребенка к тяжелым душевным травмам.
Ребенок пристально смотрит на Вас, на то, как Вы относитесь к собаке, и соответственно этому у него формируются нравственные ценности. Они не возникают сами по себе просто из факта присутствия животного в доме.
Разумеется, ребенок должен помогать ухаживать за собакой, участвовать в ее воспитании, знать, как правильно ее кормить, что полезно, а что нет, и почему. Но, переложив абсолютно все заботы о собаке на неокрепшую волю, несформированное чувство ответственности и недостаточные силы, Вы можете вырастить у ребенка задатки равнодушия, жестокости и эгоизма — то есть качества, обратные тем, которые планировали воспитать, заводя собаку.
Имея дома детей или заводя собаку целенаправленно для ребенка, нужно особенно тщательно и продуманно выбирать породу и пол будущего члена семьи. И здесь помощь специалиста будет совершенно бесценной. Например, категорически не рекомендуется останавливаться на собаках бойцовых пород, выведенных для единственной цели — сразиться и задавить себе подобного. Очень осторожно нужно выбирать для семьи собак примитивных караульных пород, предназначенных для несколько отстраненного от человека существования. Трудно себе представить, чтобы ребенок возился и играл с кавказским волкодавом. Всегда более предпочтительна сука, особенно, если это первая собака в семье — кобели чаще обладают доминирующим поведением, их труднее дрессировать, они часто вступают в драки. Заводя «мальчика», необходимо подумать о том, сможет ли ребенок разнять дерущихся кобелей в случае, если он самостоятельно вывел собаку на прогулку.
Обязательно поинтересуйтесь, есть ли дети в семье матери вашего щенка, как сука с ними ладит, нет ли конфликтов из-за малышей. Все вопросы целесообразно задавать не владельцу, а специалисту клуба.
Есть дети, которые относятся к животным с ужасающей холодной жестокостью. В нашем обществе, к сожалению, не выработан механизм борьбы с подобными проявлениями неспровоцированной агрессивности. Разнообразные общественные организации (Общество охраны природы, Общество защиты животных) вынуждены лишь констатировать факты изуверств малолетних садистов. Дети выкалывают глаза кошкам и собакам, вешают их на деревьях, отрезают хвосты и конечности, поджигают, бросают с высоты на землю. Леденящие душу подробности этих страшных историй иногда попадают в прессу, но никаких последствий как в воспитательном, так и в плане защиты очередного замученного и покалеченного «брата нашего меньшего» не происходит. Общество охраны природы занимается дикими животными и растениями, Общество защиты животных не в состоянии противостоять несовершенству правовой базы. Домашние животные беззащитны: любой может морить их голодом, выбрасывать на улицу, бить, калечить, сдирать шкуру, травить бойцовыми собаками. Мне не известно ни одного случая, когда суд защитил бы несчастную собаку, лошадь или кошку.
В страшном и жестоком современном мире мы должны вырастить будущее поколение умным, добрым, отзывчивым, безусловно одухотворенным. Собака в семье — реальная помощь в этом благородном кропотливом деле.
Е.В. Ивлева
эксперт международной категории FCI,
совладелец питомника доберманов «Ак-Яр»,
г. Севастополь
Фото в заголовке: Ак-Яр Жанейра и ее подружка Полина


Рекламные ссылки на другие сайты