ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Подбор. Третий метод достижения цели в племенной работе (продолжение).

ZOO-бизнес № 1-2006

Не все заводчики, занимающиеся разведением животных, различают понятия «отбор» и «подбор». Отбор и подбор являются средствами достижения намеченной цели в разведении. Отбор заключается в выделении животных наиболее желательного типа для дальнейшего размножения и выбраковке животных с нежелательными свойствами*. Подбор при разведении животных заключается в подборе пар животных с целью получения потомства, наиболее близкого к намеченному типу. Он является третьим методом достижения цели в племенной работе.
Подбор состоит из обоснования и реализации. Обоснование подбора состоит из:
1) оценки того, насколько каждая отобранная для разведения сука соответствует намеченной цели разведения;
2) определения, какими качествами должен обладать производитель для спаривания с конкретной сукой;
3) выяснения общих качеств у суки и намеченного производителя. Необходимо оценить, насколько хороши и желательны эти качества; также необходимо помнить, что общие качества родителей легче закрепляются у потомства;
4) выяснения отличительных качеств суки и намеченного производителя. На результат подбора большое влияние оказывают: степень различия производителей между собой; качества, по которым наблюдаются отличия и степень их выраженности. Обязательно необходимо определить, в чем имеет преимущество производитель, а в чем — матка;
5) выяснения возможности вязки данной суки с данным производителем. Это зависит от дальности проживания производителя, возраста и состояния здоровья суки и ее партнера. Необходимо также учитывать нагрузку на производителя в запланированное для вязки время;
6) окончательного выбора производителя, при вязке с которым можно ожидать потомство качеством не ниже суки, а желательно и выше;
7) окончательного выбора того производителя, с которым будет произведена вязка данной суки; выбора второго производителя (дублера) в случае невозможности вязки с первым по каким-либо причинам.
Следует также помнить, что обоснованный подбор строится и на основании опыта с учетом ранее вольно или невольно допущенных ошибок.
В истории животноводства есть немало примеров, когда выдающиеся животные сначала были задуманы, а потом путем планового разведения получены.
Если ограничиться одним лишь отбором и беспорядочно спаривать даже тщательно ото-бранных, но не подходящих друг другу животных, можно растерять ценные качества ото-бранных животных и получить потомство не только не соответствующее намеченному типу, а и более низкого качества, чем оба производителя. Следует помнить, что представители двух ценных линий могут не сочетаться между собою. Необходимо также отметить, что ни один производитель, как бы он ни был хорош, не может оставить выдающегося потомства, если не получит для этого подходящего партнера.
Для успешного ведения племенной работы с собаками важно не нарушать цепь «выращивание-отбор-подбор», поскольку выпадение даже одного из звеньев приведет к отсутствию запланированного результата.
Значение пола животного при отборе.
Ведется немало споров о том, кому при подборе следует отдать предпочтение — самцам или самкам. Многие считают, что самка имеет большее влияние на потомство, поскольку связана с плодом до момента его рождения. Однако есть и другое мнение — поскольку к отбору производителей для разведения подходят более тщательно, нежели сук, то они, как правило, более высокого качества. От кобеля возможно получить более многочисленное потомство и, соответственно, выбрать из него особей более высокого качества. Но все же основным правилом подбора является то, что производитель должен обладать более выдающимися качествами, нежели сука, то есть он должен быть лучше партнерши.
Цель разведения — получение поколений, которые будут лучше предыдущих. Основа любого завода или питомника — матки. В большинстве случаев — при вязке с производителями более высокого качества — они могут дать более качественное потомство, нежели сами. Для улучшения качества потомства матки не должны иметь общих с производителями недостатков.
Один и тот же производитель от разных сук дает различное по племенной ценности потомство. Поэтому совершенствование породы происходит не только посредством подбора производителя, а и путем отбора маток и, что особенно важно, оставления для разведения сук и кобелей от самых лучших производительниц.
Спаривание равноценных животных допустимо лишь в случае, если сука — настолько высокого качества, что для нее невозможно подобрать производителя еще более качественного. При вязке качественных сук с производителем более низкого качества потомство в среднем получается менее качественным, нежели матери.
В практике племенного животноводства известно очень много случаев, когда особенности, свойственные производителю, передаются преимущественно самцам; и наоборот, характерные особенности самок передаются преимущественно особям женского пола. Бывают также случаи, когда одно и то же свойство одними животными лучше передается самцам, другими — самкам. Чтобы учитывать это, необходимо обладать статистикой отдельно по каждой линии и вести статистические записи самому.
Из сказанного ясно, что подбор пар в племенной работе с собаками — дело значительно более сложное, чем кажется на первый взгляд. При организации подбора необходимо тщательно продумать не только возможность развития у потомства определенных желательных качеств, но и особенности развития этих качеств у сук и кобелей в отдельности. Прежде уже обращалось внимание на то, что, в силу специфики выращивания собак (крайне противоположные условия выращивания у разных владельцев), результат непродуманного подбора может быть совершенно противоположным ожидаемому. Еще раз подчеркну, что как при отборе, так и при подборе в племенном собаководстве очень важно учитывать те условия выращивания и содержания производителей, которые способствовали развитию ценных качеств (а также таких, от которых необходимо избавиться). Создав подобные условия при выращивании потомства от продуманного подбора, можно с большой долей вероятности развить у него ценные качества родителей; или, исключив негативные факторы при выращивании и содержании потомства, избежать проявления у него нежелательных качеств родителей.
О формах подбора и влиянии различных факторов на подбор читайте в следующем номере журнала.
Мария Газнюк, зооинженер-селекционер,
ассистент кафедры генетики животных
и биотехнологии НАУ, г. Киев
* Детально об отборе читайте в предыдущем номере журнала.


Рекламные ссылки на другие сайты