ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Социализация собаки в городских условиях


ZOO-бизнес № 3-06

Редкого владельца собаки сегодня надо убеждать в необходимости воспитания своего питомца.
Существует перечень пород собак, являющихся потенциально опасными. Владельцы таких животных, как правило, проводят дрессировку своих питомцев под руководством опытных инструкторов. Но не все проблемы поведения можно исправить на дрессировочной площадке. Даже из представителей «неагрессивных» пород при неумелом воспитании и отсутствии социализации можно получить трусливых или агрессивных животных.
Одна из основных причин проблемного поведения животных — генетическая предрасположенность. Изменить генетически заложенную программу поведения крайне тяжело, а полностью убрать, как правило, невозможно. Отсюда — главное правило: перед приобретением щенка получите максимальную информацию о породе, линии разведения, ближайших родственниках Вашего будущего питомца. Попросите специалиста протестировать помет и оказать помощь в выборе того щенка, который отвечает предъявляемым Вами требованиям.
Но даже из абсолютно нормального щенка можно вырастить животное с ярко выраженным трусливым или трусливо-агрессивным поведением. Достаточно лишить подрастающую собаку общения с окружающим миром, и проблемы в будущем Вам гарантированы. Исправить порочное поведение собаки, не получившей социализации, очень тяжело, а иногда — в принципе невозможно.
Социализация — многоступенчатый процесс, в ходе которого формируется личность социального животного и образуются связи между ним и его окружением.
Существует три критических периода социализации. В каждом периоде включаются врожденные, генетически обусловленные программы поведения, которые достраиваются и изменяются благодаря приобретению новых условных рефлексов. Если какой-либо период социализации полностью не завершен, дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным.
Первый период социализации длится примерно с трех до восьми недель. В этом возрасте щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных. Крайне важно то, что импринтинг (запечатление) происходит не только на свой вид, но и на человека и животных, находящихся в близком окружении. Как показывают опыты и наблюдения, щенки, не получившие опыта общения с человеком в этом возрасте, вырастают с сильным чувством недоверия к окружающим людям.
Второй период социализации длится примерно от двух до пяти месяцев. В этом возрасте идет формирование своего «я». Щенок активно познает окружающий мир; его исследовательская деятельность довольно часто направлена на разрушение хозяйской квартиры, уничтожение зеленых насаждений и другие «приятные» мелочи. Именно в этот период многие хозяева наносят непоправимый урон неокрепшей психике животного постоянными запретами и наказаниями. Щенка нужно не наказывать, а обучать! Следует также учитывать, что процессы возбуждения и торможения нервной системы еще не сбалансированы. Щенок просто не в состоянии одновременно слушать хозяина и активно исследовать любой новый предмет или явление. Крайне важно в данном периоде общение с другими собаками и людьми. Именно в этом возрасте закладываются основы нормального социального поведения. С другой стороны, хозяин должен оберегать щенка от взрослых собак с агрессивным поведением. Автор настоятельно рекомендует владельцам собак, не имеющим опыта выращивания и воспитания своего питомца, получить консультацию опытных инструкторов-дрессировщиков. Намного проще не допускать ошибки, чем потом их исправлять.
Третий период социализации начинается после пяти месяцев и связан с половым созреванием. Заканчивается детство, собака включается в структуру стаи (владелец и члены его семьи могут рассматриваться животным в качестве членов «стаи»). Мир делится на «я», «мы» и «они». Причем под «мы» и «они» щенок может рассматривать как других собак, так и людей; реакция на них зависит от принадлежности к породе и начального воспитания. Для представителей потенциально опасных пород собак обучение в этот период является насущной необходимостью. Советы «бывалых» собаководов относительно «умных» собак, которые вырастут и сами все будут правильно делать, могут привести к трагедии. Большинство несчастных случаев, связанных с покусами людей, происходит из-за отсутствия социализации и элементарного обучения. Не стоит думать, что обучать нужно только агрессивных собак. Обучать нужно всех собак!
Не стоит забывать, что даже маленькая собака может стать провокатором и устроить большую драку, или «выгуливать» своего владельца так долго, как ей самой захочется. В полугодовалом возрасте животное старается занять как можно более значимое положение в иерархии Вашей «семьи-стаи». Попытки повысить свой социальный статус сильно разнятся в зависимости от породы, а также индивидуальных черт самого животного — от простого непослушания до прямой агрессии по отношению к владельцу и членам его семьи. Помните! Чем раньше Вы начинаете грамотное обучение своего питомца, тем выше вероятность получить преданного и послушного друга.
Центром идентификации животных совместно с общественными кинологическими организациями разработан тест на социальную адаптацию собаки к городским условиям «Собака-компаньон». Успешная сдача тестирования является обязательной для всех владельцев, собаки которых относятся к разряду потенциально опасных. К участию в тестировании допускаются собаки всех пород, достигшие возраста одного года.
Тест состоит из трех частей:
• собеседование с владельцем животного;
• общее послушание собаки;
• поведение собаки в городских условиях.
Ничего сложного ни в обучении собаки, ни в прохождении теста нет. Современные методы бесконфликтной дрессировки позволяют достаточно быстро обучить представителя любой породы при условии успешной социализации и отсутствия грубых ошибок в выращивании и воспитании щенка.
В заключение хочу подчеркнуть: большинство проблем возникает еще на стадии выращивания щенка. Не ждите, пока проблемы нарастут, как снежный ком, решайте их сразу по возникновении. Помните: Вы обучаете щенка, независимо от Вашего желания, с того момента, как Вы его приобрели. Вопрос только в том, чему именно он учится.
А. Кругликов,
инструктор-кинолог
Центра идентификации
животных, г. Киев


Рекламные ссылки на другие сайты