ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Правила применения пищевых раздражителей

ZOO-бизнес №4-2006

Много нареканий приходится слышать от владельцев собак по поводу поощрения питомцев лакомством. Дескать, пока не возьмешь кусочек лакомства в руку, собака никаких команд выполнять не хочет. А ведь проблема состоит в том, что хозяева данных собак попросту не знают правил применения пищевых раздражителей при дрессировке своих любимцев.
Пища для организма собаки имеет первостепенное значение как биологическая необходимость обмена веществ и главное условие жизни. Безусловность пищи как раздражителя способствует образованию многих условных рефлексов. Стойкие условные рефлексы образуются у собаки на вид, вкус пищи, время и место кормления.
Существуют различные методы дрессировки собак. Одним из них является пищевой (вкусопоощрительный).
При пищевом методе дрессировки у собаки формируют истинную пищевую мотивацию. Ее высокая эффективность характеризуется обширным и устойчивым возбуждением в центральных отделах нервной системы, позволяющим задействовать для выработки рефлексов информацию, поступающую по многим (зрительным, обонятельным, слуховым, тактильным и т.д.) каналам из окружающей среды. Собака включается в процесс дрессировки как активный участник, ибо голодное животное стремиться заработать кусочек пищи.
Как частный случай пищевого можно рассматривать вкусопоощрительный метод дрессировки. Ког-да собака не испытывает истинной потребности в пище, у нее формируют избирательный аппетит. Подкреплением в данном случае служит лакомство, дополняемое каким-либо другим видом поощрения (поглаживание, команда «хорошо»), вызывающим у собаки положительное эмоциональное состояние. Здесь активно эксплуатируется потребность собаки в социальном контакте.
Вкусопоощрительный метод возник в процессе приручения и одомашнивания диких животных. Впервые как метод обучения он был использован известным русским артистом и дрессировщиком В.Л. Дуровым и нашел широкое применение не только в цирковом искусстве, но и в практике дрессировки служебных собак (общедисциплинарные, специальные навыки, для поиска наркотических веществ и контрабандных товаров и т.д.).
Подготовленные с использованием этого метода собаки обладают высокой активностью поисковых реакций. Суть метода состоит в том, что посредством пищевого раздражителя (лакомства) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее снова поощряют за правильную ответную реакцию. Положительные качества вкусопоощрительного метода состоят в том, что условные рефлексы на пищевые подкрепления образуются легко и быстро, и хорошо сохраняются. С помощью этого метода быстро устанавливается и долго сберегается контакт дрессировщика с собакой. Пищевые раздражители поддерживают и сохраняют активность собаки во время дрессировки и даже в конце занятий, когда собака утомлена.
Для дрессировки собак пища (мясо) используется в виде небольших кусочков (размеры лакомства напрямую зависят от размера собаки). Лакомство на собаку действует как условный и безусловный раздражитель. Дача лакомства в конце выполненного на сигнал дрессировщика действия является безусловным (подкрепляющим) раздражителем и применяется как поощрение собаки. Показ лакомства после поданной команды активизирует собаку и побуждает к выполнению требуемого действия только в том случае, если это действие раньше неоднократно подкреплялось дачей лакомства. В таких случаях лакомство становится стимулятором. Побуждающее и стимулирующее действие лакомства используется для выработки у собаки навыков подхода к дрессировщику, подачи голоса и т.д. С помощью лакомства при сочетании его с другими раздражителями вырабатывается большинство общедисциплинарных и специальных навыков. Стимулирующее действие лакомства используется для объединения нескольких условных рефлексов в один сложный навык и для формирования из него динамического стереотипа. Лакомство используется как активизирующий и стимулирующий раздражитель при тренировке служебных собак.
Ошибки в даче лакомства могут быть методическими и техническими. Использование лакомства только в начале занятия приводит к тому, что собака в первой части занятия деятельна, но к концу снижает активность или совсем прекращает работу. Поэтому лакомство нужно давать по мере надобности в ходе всего занятия для поддержания активности собаки в протяжение многочасовой работы. Случается, что лакомство дается без повода, как пища для кормления — тогда оно теряет свое поощряющее и стимулирующее воздействие. На дрессировке сильно отражается и нерегулярная дача лакомства в первоначальный период выработки условного рефлекса и укрепления его до уровня навыка. Лакомство должно даваться небольшими кусочками одинаковых размеров за правильное выполнение нужного действия. В последующих упражнениях лакомство дается реже, заменяется поглаживанием и поощрительным словом «хорошо».
Учитывая важность значения лакомства в дрессировке и тренировке служебных собак, каждый дрессировщик обязан знать и выполнять следующие правила:
1) лакомство должно храниться в специальной сумочке и даваться собаке в установленном порядке. Ни в коем случае нельзя хранить лакомство в полиэтиленовом пакете (шуршание пакета — сиг-нал для собаки о том, что хозяин достает лакомство и будет подана какая-либо команда);
2) лакомство дается дрессировщиком собаке в конце правильно выполненного действия. Если собака выполнила требуемое действие неточно или неправильно, то лакомство не дается (поощрение наступает лишь после того, как дрессировщик исправит положение собаки);
3) дача лакомства должна активизировать и стимулировать действие собаки, сочетаясь с произнесением команды «хорошо» и поглаживанием;
4) нельзя давать лакомство в качестве корма и без причины (нарушается его подкрепляющее значение при отработке приемов дрессировки), а также часто и большими порциями (за исключением случаев необходимости выделения какой-либо двигательной реакции собаки либо оттенения какого-либо действия);
5) активное состояние собаки поддерживается лакомством, если занятие по дрессировке проводится до кормления или через 4 часа после него. Для сытой собаки лакомство применять нецелесообразно;
6) лакомство должно доставаться из сумочки незаметно для собаки непосредственно перед подачей команды;
7) поощрение всегда производится на уровне головы собаки (по команде «лежать», «стоять», «сидеть», чтобы животное не смогло сменить положения);
8) во время аппортировки, выборки вещи следует соблюдать «чистоту запаха»: поощрять собаку только той рукой, которая не имела соприкосновения с искомым предметом (если бросок предмета производится правой рукой, то поощрение — левой).
В практике дрессировки собак применяют различные виды подкреплений, действие которых должно возбуждать нервную систему, вызывать приятные ощущения и соответствующие эмоции. В дрессировке собак может применяться полное (100 %) и частичное (75 %, 50 %, 33 %, 25 %) подкрепление.
Полное подкрепление сочетаний проводится на начальной стадии отработки того или иного приема. По мере формирования навыка следует постепенно переходить на частичное подкрепление. После того, как собака освоит несколько команд, нужно перейти на единичное поощрение за выполнение нескольких команд в одном блоке. Поощрение применяется за выполнение команды и нахождение в данном положении (выдержку) одновременно.
Таким образом, приступая к отработке того или иного приема, дрессировщик обязан осмыслить для себя базу, на которой формируется требуемый навык, выбрать метод дрессировки и способ воздействия на собаку в соответствии с ее индивидуальными особенностями и поставленными задачами. Он должен разработать конкретный план занятий, который будет корректироваться в зависимости от достигнутых результатов; при стабилизации и закреплении навыка постепенно ввести усложнения и отказаться от поощрения собаки лакомством (пищей).
Подготовил Д.В. Федосимов,
инструктор-дрессировщик,
г. Павлоград
Использованная литература:
1. Арасланов Ф.С., Алексеев А.А., Шигорин В.И. Дрессировка служебных собак. — «Кайнар», 1987.
2. Погорелов В.Н., Шалабот Н.Е., Гурдин В.В., Касимов В.М., Костицина Н.В. Введение в служебную кинологию. — Учебное пособие, Пермь, типография ПВИ МВД России, 1998.


Рекламные ссылки на другие сайты