ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Маленькие, да удаленькие

№5/07

Дрессировка собак декоративных пород

Дрессировка собак декоративных пород имеет свои особенности. Достаточно крупных собак, таких как пудель, чау-чау, миттельшнауцер и другие, нужно дрессировать как обычных рабочих собак – на выгуле; с мелкими, как правило, занимаются в квартире, на даче, садовом участке и в поле. При дрессировке применяют в основном вкусопоощрительный метод.

Небольшое лирическое отступление
По роду своей деятельности я часто сталкиваюсь с проблемами, которые возникают у владельцев декоративных собак: их животные кусаются, не отличаются чистоплотностью, непослушны. Многих трудностей в содержании собак можно избежать, выработав у них элементарные навыки послушания. Декоративная собака – это, прежде всего, собака, и требует соответствующего отношения к себе. Не затягивайте с обучением: пока у вас маленький щенок, обратитесь к дрессировщику, и он за несколько занятий на­учит вас, что и как собака мо­жет и должна выполнять. Обучение можно и нужно начинать с 3–4 месяцев, а не с полугода, и тем более не с года, как многие советуют.
Применение контрастного метода при дрессировке комнатно-декоративных собак не рекомендуется, поскольку характерные для него способы механического воздействия, такие как рывок поводком, удар хлыстом, воздействие электрическим током и т.д., приводят, как правило, к негативным последствиям: собака становится агрессивной или боязливой, обучение не доставляет ей удовольствия. Лучше всего, если занятия с собакой будет проводить владелец, причем в форме игры, с обязательным поощрением хорошо выполненного приема. При дрессировке не рекомендуется применять окрики и наказания. В то же время, нельзя поощрять собаку лакомством, если она этого не заслужила. Дрессировщик не должен переоценивать возможности своей соба­ки, наивно полагая, что она прекрасно понимает человечес­кую речь, поэтому ей достаточно один раз объяс­нить, что от нее хотят. К сожалению, это не так, поэтому не спешите упрекать ее в лености и нерадивости. Лучше попытайтесь критически осмыслить свои действия и поведение. Декоративные собаки весьма разнообразны по своему характеру (правда, то же самое можно сказать и о служебных, и об охотничьих). Каждой собаке необходима своя система обучения, разработанная с учетом ее индивидуальности. Одни собаки ласковы и послушны, другие упрямы и строптивы, и обращаться с ними при отработке навыков нужно по-разному.
Щенков декоративных со­бак дрессируют так же, как щенков всех остальных пород. Поэтому в данной статье мы подробнее остановимся на отработке только игровых навыков. Дрессировка не должна быть слишком продолжительной. Со временем собака устает, ее интерес к работе снижается. Каждый прием и упражнение нужно повторять не более трех раз подряд. Выдержка собак в том или ином положении должна быть от одной до шестидесяти секунд.
Основные требования к дрес­сировщику
1. Хорошо знать характер своего воспитанника.
2. Воля и настойчивость воспитателя должны быть непоколебимы, а терпение – безгранично.
3. Ни в коем случае не допускать у собаки проявления злобы и недовольства.
Приучение собаки к знанию членов семьи
При обучении этому навыку применяют команду «Иди к Мише!» (естественно, вместо имени Миша можно называть имя любого другого члена семьи). Услышав команду, названный по имени член семьи берет со стола приготовленные кусочки лакомства так, чтобы это видела собака, и отходит от дрессировщика в другой конец комнаты.
Дрессировщик, подавая команду «Иди к Мише!», подводит собаку к названному члену семьи. Миша дает собаке лакомство, дрессировщик также одобряет ее действия возгласом «Хорошо!» и поглаживанием. Это упражнение повторяют несколько раз, пока собака не начнет сама после команды подходить к тому лицу, которое было названо по имени.
Затем упражнение усложняют. Названный по имени член семьи должен находиться в другой комнате, дверь в которую открыта. Все члены семьи в это время должны заниматься своими обычными делами, не обращая внимания на собаку и не отвлекая ее внимание. Услышав команду «Иди к Мише!», собака подходит к названному лицу и получает от него лакомство. Все другие члены семьи делают равнодушный вид, и если собака подходит к ним, лакомство не дают. Увидев, что собака подошла не к названному лицу, дрессировщик останавливает ее повторной командой «Иди к Мише!», но более строгим голосом.
Такими приемами собака последовательно должна быть выдрессирована на каждого члена семьи. Когда собака научится отличать по имени одного члена семьи от другого, навык усложняют – учат ее приглашать нужного человека к дрессировщику. Для этого команду «Иди к Мише!» заменяют командой «Позови Мишу!» (Миша находится в другой комнате). Увидев, что собака пошла к названному им лицу, дрессировщик идет вслед за ней; если собака не ошиблась в своем выборе, подает ей команду «Голос!». За выполнение этой команды собака получает лакомство как от названного лица, так и от дрессировщика.
Усвоив навык, собака получает лакомство только от члена семьи, а дрессировщик поощряет собаку лакомством только тогда, когда все трое придут в ту комнату, откуда собака была послана.
Приучение собаки давать лапу
(команда «Дай лапу!»)
По команде «Сидеть!» собака должна сесть на указанное ей место. Затем ей несколько раз дают команду «Дай лапу!». При этом дрессировщик осторожно подталкивает одну из передних лап рукой. Осторожно, чтобы не причинить собаке боль, берут одну из ее ног выше запястья и слегка приподнимают вверх (примерно до уровня плеча). После небольшой выдержки, как только собака поймет, что от нее хотят, дают лакомство и лапу опускают.
После нескольких таких повторений у собаки образуется условный рефлекс, и по команде «Дай лапу!» она будет поднимать и протягивать одну из лап дрессировщику. Сначала просят дать одну и ту же лапу, затем, когда это будет твердо усвоено, усложняют навык, давая собаке команды «Не эту, дай другую!», «Дай правую лапу!» или «Дай левую лапу!».
Если собака дает не ту лапу, которую просят, то лакомство она не получает. При правильном выполнении команды собаку поощряют возгласом «Хорошо!» и дают лакомство.
Приучение собаки закрывать дверь
(команда «Закрой дверь!»)
Не рекомендуется приучать собак открывать двери. Привыкнув это делать самостоятельно, они будут проникать во все помещения квартиры, что весьма нежелательно. Гораздо полезнее научить их закрывать дверь. Этот навык может пригодиться в том случае, если кто-то пришел и забыл закрыть за собой дверь, если вы заняты и вам не хочется вставать со своего места.
В начале обучения навыку дверь оставляют немного приоткрытой. Взяв в руку лакомство, подходят к двери и подзывают собаку. Поднимают лакомство с таким расчетом, чтобы собака, подпрыгнув, толкнула передними лапами дверь и затворила ее тяжестью своего тела, давая при этом команду «Закрой дверь!». Если это удалось и дверь захлопнулась, собаку поощряют возгласом «Хорошо!» и дают ей лакомство. В случае, если толчок был слишком слаб и дверь не закрылась, прием повторяют, приподнимают лакомство повыше и подбадривают собаку командой «Закрой дверь!».
При неоднократном повторении этого упражнения собака будет прыгать на дверь и затворять ее по команде «Закрой дверь!», получая в качестве поощрения лишь одобрительный возглас «Хорошо!».
В следующем номере читайте, как научить собаку командам «Кланяйся!», «Ищи!», «Читай!», прыжкам через кольцо и др.

Александр СМИРНОВ




Рекламные ссылки на другие сайты