ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

КСОЛОИТЦКУИНТЛИ – ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА МЕКСИКИ

Первые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, что они там обнаружили. Многое из того, с чем они встретились в поисках золота, специй и новых торговых маршрутов, было совершенно непостижимым для них: люди, обычаи, флора и фауна. Странные голые индейские собаки часто (не всегда доброжелательно) упоминались во многих ранних европейских летописях. Хроникеры экспедиции Христофора Колумба отмечали большие популяции туземных голых собак в трех различных местах: на Кубе, Юкатане и Санта-Крузе.
Францисканский миссионер, натуралист и историк, Бернардино де Сахагун (1499-1590) прибыл в Мексику в период ее завоевания. Он составил прекрасный сборник детальных наблюдений каждого аспекта жизни и культуры ацтеков того времени. Многочисленные описания всех видов фауны Нового Света, все обнаруженные им типы туземных собак: Течичи, Теицотл, Ксочиокойотл, Тлетамин и Итцкуинтли, — все были представлены в иллюстрациях. Если бы не работа Сахагуна, богатая история Ксоло могла бы быть потеряна. Существование породы, появление и роль в индейской культуре, — все это отмечено в его работе: религиозные верования, обычаи и церемонии, жертвенные и похоронные ритуалы, медицинское использование и рецепты. Но при отсутствии нашего современного понятия о механизмах генетики невозможно было объяснить их особенность бесшерстности иначе, чем пересказом и преукрашением широко распространенных ошибочных понятий о голых собаках. Так, в своей Флорентийской Летописи Сахагун писал: «Это собака, у которой нет волос вообще; она ходит полностью голая. Она спит под плащом, которым накрывают ее. Они делают голой ксолоитцкуинтли таким образом: когда она еще щенок, они покрывают ее скипидарной мазью, и ее шерсть выпадает полностью везде. Таким образом, ее тело становится голым». На самом деле, как мы знаем теперь, их бесшерстность — это генетическая мутация, передающаяся и сохраняющаяся в потомках.
Название Ксолоитцкуинтли (по-испански Чолоитцкуинтли) происходит от имени ацтекского бога Ксолотла (бог растений и животных) и Итцкуинтли, а также слова Нахуатл, в переводе означающего «собака». Следовательно, все эти слова, взятые вместе, означают «собака бога Ксолотла». Хроникеры отмечают также, что Бог Ксолотл был посыльным Богов для переговоров с Миктлантекутли (Богом Мира Мертвых). Этот Бог не хотел давать Ксолотлу реликвии, которые помогли бы рождению нового поколения людей. Тогда Ксолотл превратился в собаку и украл очень большую кость. Он собирался поделиться ею со своими братьями, но споткнулся, и кость сломалась. Ее осколки поместили в сосуд, каждое божество принесло собственную жертву, слив свою кровь в него, и из этой массы появилось новое поколение потомков Макеуалес (людей), к которым мы все принадлежим.
В те времена верили, что существует рай, куда души мертвых придут после длинного путешествия через Миктлан (Страну Духов). Но прежде, мертвый человек должен был пересечь реку, Чихнауапан (девять рек).Там его душа могла найти собаку, которая готова была помочь ей добраться до другого берега реки без особых трудностей. Но…
Собака эта не могла быть любой породы, это была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку, взрослая, и только ярко-красного цвета, так как считали, что черная собака может загрязнить очищающие воды, а белая сама не хотела пачкаться в очищающих душу водах. В конце этого путешествия мертвый человек представал перед Миктлантекутли (Властелином Мертвых). Необходимо отметить, что для древних культур жизнь после смерти была важнее, чем жизнь, как таковая.
Ксолоитцкуинтли был представителем Бога Ксолотла, Властелина Двойственности, в данном случае властелина жизни и смерти. Был обычай на похоронах убивать одну из этих собак стрелой в рот и хоронить ее останки вместе с останками человека, веря, что собака проведет душу покойного хозяина на небеса. Хроникер Сахагун во Флорентийской Летописи писал: «Они заставляли умершего человека держаться за ярко-красную собаку, а шея собаки была повязана хлопчатобумажной нитью. Умершего сжигали вместе с большим количеством различных его собственных предметов, которые должны были служить ему в течение долгого путешествия в рай».
Древние народы Средней Америки придавали огромное значение животным, что доказывают изображения божеств, имеющих близкое отношение к фауне. Собака управляет десятым днем месяца в обоих календарях и майи, и высокогорья. В письменах мы, в основном, находим только изображения голов; наиболее часто встречается голова маленькой собачки с черными пятнами и иногда — красно-бурой, подобной тигру особи.
Для культур Средней Америки характерно и то, что люди были от рождения тесно связаны с животными, поэтому у человека, рожденного в день Тоналпоуалли и который имел животное, как оберег, характер и судьба попадали под влияние этого животного. Например, человек, родившийся под влиянием оленя, должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки «должен быть удачливым и всегда иметь достаточно питья и еды. Предсказано счастье и хорошее будущее, он должен быть смелым, великодушным и преуспевающим человеком, должен иметь много детей, быть процветающим и всегда иметь желание помогать своим друзьям…»
Марион Шварц в книге «История собак в ранней Америке» ссылается на другой собачий символ календаря Майя: "Шестой месяц 365-дневного календаря Майя Ксул часто изображали как собачью голову с «хвостом» в виде солнца. Это объяснение подтверждается сходством знака Ксул с морщинистым Ксолотлом и фактом, что слова «ксол» и «ксул» означают оба «собака Ксолотла» в различных языках Средней Америки. Это животное Ксул может быть ритуальной собакой, которая вела солнце в преисподнюю».
Основная ценность голых собак базируется на их известной лечебной силе. В соответствие с легендой, сон с голой собакой в течение 4 дней может принести облегчение страдающим от множества недомоганий. Их рекомендуют при зубных болях, коликах, ревматизме и всех типах суставных и позвоночных болей. Их могут держать аллергики и астматики. Иногда их наделяют способностью вылечивать все, начиная от паралича до сломанных костей. Иезуитские священники, которые жили среди индейских племен в XVII — XVIII веках, рассказывали, что любой хороший индейский хозяин предлагал своим гостям двух-трех «постельных» собак для сохранения тепла.
Ида Гарретт в газете Американского Кеннел Клуба за 1935 год пишет: «Фактически, голые собаки не только имеют иммунитет от множества обычных собачьих болезней, но как уверяют во многих странах, они исцеляют от таких недомоганий, как боль, ревматизм, неврит, головная и зубная боль и от обычных болезней. Их часто относят к «лечебным собакам», и многие мексиканцы утверждают, что они обладают способностью переносить болезнь с тела страдающего на свое собственное. Говорят, кроме того, что они находят илистую яму или ручей и ложатся туда до тех пор, пока боль и жар не оставят их тела. Часто утверждается, что неизлечимая болезнь, однажды взятая в собачье тело, навсегда освобождает человека-пациента, но,
если болезнь остается неизлечимой в собаке, она погибает».
Вилл Джуди в «Энциклопедии о собаках» 1936 года отмечает: «Мексиканские народы используют мексиканских голых собак для наружного лечения ревматизма, спя с голой собакой в прямом контакте с кожей». Невозможно определить эффективность данного метода лечения, но несомненно то, что мягкое тепло кожи собаки несет успокаивающее воздействие страдающим.
Другая теория наделяет Ксоло способностью предотвращать беременность. Если женщина скормит пуповину своего последнего ребенка Ксоло, это будет прошение Богу Мертвых не посылать ей больше детей.
Сказки об лечебных свойствах голых собак в южно-американском фольклоре изобиловали повсюду. Порода всегда считалась проводником и защитником, эти собаки защищали дом от злых духов и незваных гостей. Их высоко ценили за целебную и мистическую силу и, как результат, породная чистота была пронесена сквозь века.

Информацию подготовила
О. Сутормина

Рекламные ссылки на другие сайты