ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Маленькие творения большого искусства

(бонсаи)

«ZOO-FITO» № 4 `1999

Два таинственных слова «икебана» и «бонсаи» еще 20–25 лет назад вызывали священный трепет у любителей растений. Эти виды искусства — а иначе нельзя назвать подобные способы выращивания растений (бонсаи) и составления букетов (икебана) — возникли в Китае и получили развитие в Японии. Не случайно, что именно стесненные жизненным пространством, терпеливые и трудолюбивые японцы смогли усовершенствовать его — нигде в мире культ живого растения не стоит столь высоко и не являет собой такую значительную часть культуры, как в Японии. В последние десятилетия европейцы не только заинтересовались бонсаи, но и научились выращивать такие растения — этим занимаются целые фирмы. В печати, помимо переводов с японского, появились монографии европейских и даже индийских авторов, посвященные этой теме.
Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревьями и камнями относятся к временам правления династии Хань в Китае и датируются 200 годом до н.э. На рубеже XII-XIII столетий китайские монахи вместе с буддизмом «импортировали» это искусство в Японию, где оно обрело не только популярность, но также новые методы и стили. Само слово «бонсаи» — японского происхождения и в примерном переводе означает «растение в контейнере» или «растение на подносе».
Традиционно в Японии и Китае создание бонсаи длилось не годы, а десятилетия и века: растения выращивались (чаще из семян и черенков) и передавались из поколения в поколение как семейные реликвии — поэтому неудивительно, что там встречаются растения, возраст которых достигает 300–400 лет.
Конечно, необычно смотрится миниатюрная копия огромного дуба в плошке, с желудями, как у взрослого дерева, минияблоня с цветками, как у деревьев нормальных размеров, можжевельник с мизинец величиной и многое, многое другое.
Как любое искусство, бонсаи породило множество стилей. Несмотря на то, что все они созданы человеком, их отличает предельная естественность — то есть, японцы не изменяют природную форму дерева, а делают естественные формы еще более естественными, придавая им законченность. При всей своей парадоксальности это наглядно иллюстрируется стилистикой этого искусства.
Основные стили бонсаи:
1. «Чоккан» — формально вертикальный стиль: воссоздает отдельное дерево строго конической формы с несимметричными ветками (это один из основных принципов создания бонсаи). Верхние ветки по размеру меньше нижних и отходят от ствола горизонтально.
2. «Шаккан» — наклонный стиль: имитирует дерево, наклоненное под воздействием ветра (примерно на 70° к контейнеру). В таком положении с внешней стороны сильнее развита крона, а со стороны, наклоненной к земле, в почву уходят прочные корни.
3. «Мойо-ги» — неформально вертикальный стиль: как и в первом случае, культивирует деревья со стволами конической формы, но имеющие несколько изгибов.
4. «Кенгай» — каскад и «Хан-кенгай» — полукаскад: имеют своими объектами деревья, часто встречающиеся в горах над обрывом или на отвесных скалах. Крона такого дерева находится ниже верхней кромки контейнера в первом случае и на уровне кромки во втором.
5. «Бунджинги» — литературный стиль: в печатных источниках указывается, что он берет начало от изображений деревьев, созданных японскими и китайскими художниками. Ствол такого дерева изогнут и оголен, а вершина кроны очень разрежена.
6. «Хоки-дачи» — стиль «метлообразного» дерева: этот стиль чаще встречается у бонсаи, привозимых из западноевропейских стран и, возможно, наиболее характерен для растений закрытого грунта, используемых в бонсаи. Деревья в этом стиле характеризуются небольшим вертикальным стволом с несколькими расходящимися из одной точки ветвями и сферической кроной.
7. «Шаримики» — «мертвая древесина»: воссоздает старые растения с частично отмершей древесиной ствола, которые часто можно встретить в горах. Это очень изящные деревья, но выращивание их требует навыков опытного бонсаиста.
8. «Секиджоджу» — «обнаженные корни»: имитирует деревья, растущие на камнях и раскинувшие по ним корни в поисках воды и питательных веществ. Создавая деревья в этом стиле, используют растения с мощной корневой системой. Крона такого дерева может быть сформирована в любом из описанных выше стилей.
9. «Иси-дзуки» — обнявшие камень»: культивирует горные растения со слабой корневой системой, растущие в трещинах камней или расселинах между камнями, добывая оттуда воду и скудное питание.
10. «Сокан — «сдвоенное дерево» и «Кабу-дачи» — «спрут»: объект первого — деревья, состоящие из 2-х стволов, второго — из 3–5-ти и более стволов. При этом все стволы должны быть разного диаметра и высоты.
11. «Икадабуки» — «упавшее дерево»: демонстрирует явление, которое часто можно видеть даже в городах: срубленное или упавшее дерево дает множество вертикальных побегов из лежащего ствола. Основное требование этого стиля — ствол должен быть обязательно виден.
12. «Сайкей» — «ландшафт» и «Йосэ-уэ» — лес: эти стили очень схожи и представляют собой новый этап в развитии культуры миниатюрных деревьев — небольшие рощицы из нечетного количества деревьев разной высоты на гравии или камнях.
13. «Бонкей»: воссоздает не только ландшафт с камнями и растениями — здесь обязательно присутствуют миниатюрные фигурки (чаще фарфоровые) людей, домиков, животных т.д.
Возможно, вышеизложенный материал отчасти поясняет, каким образом естественное становится еще естественней. Большинство стилей бонсаи взяты «из природы», однако человек «сгладил», сделал более декоративными природные формы, убрав «лишние детали», но сохранив все особенности природного стиля.
После теоретического знакомства с бонсаи возникают вопросы чисто практические: что и где брать? куда сажать? как создавать и ухаживать? и многие, многие другие. Постараемся вкратце ответить на них.
Что взять или какие растения пригодны для превращения в бонсаи? При всем многообразии сведений из разных источников и рекомендаций различных специалистов, можно все же выделить ряд общих положений:
— лучше брать деревья или кустарники с мелкими листьями;
— предпочтительнее создавать бонсаи в открытом грунте, так как бонсаи, растущие под стеклом, обычно маловыносливы;
— европейские мастера рекомендуют: клен (виды с мелкими листьями), березу, барбарис, граб, айву, боярышник, кизильник, лох, бересклет, бук, форзицию, яблоню, дуб, вяз, бирючину, рябину, сирень;
— классическими растениями японских мастеров являются хвойные: ель, сосна, можжевельник, тис кипарисовый и, естественно, абрикос, вишня, слива;
— для комнатной температуры пригодны: бугенвиллея, паслен перцевидный, фуксия, падуб, гранат карликовый, мирт, розмарин, подокактус, брунфельдия, мелколистные фикусы;
— из суккулентов подходят: молочай блестящий, толстянка древовидная, портулакария африканская.
Конечно, перечень этот далеко не полный.
Где взять? Бонсаи можно купить, хотя мне не приходилось видеть у нас в продаже настоящие бонсаи — если же они и появятся, то будут очень дорогими. А для того, чтобы освоить эту культуру, научиться формировать и содержать такие растения, чувствовать их потребности — лучше вырастить бонсаи самому. Это будет не так скоро — зато вы сами сможете ответить на все вопросы, ибо ни одно руководство по выращиванию и содержанию бонсаи не заменит собственного практического опыта. Специалисты считают, что в выращивании растения из семени или черенка есть одно большое преимущество: такое растение не имеет «шрамов» от обрезки, так как его формированием занимаются с самого начала.
Куда посадить? Емкости (контейнеры) для бонсаи должны быть простой формы, приглушенного тона и без яркого рисунка. Мастера-бонсаисты дают четкое определение их размеров: при широкой кроне диаметр контейнера должен быть чуть шире 2/3 диаметра кроны. Если растение оформлено в литературном стиле, диаметр контейнера должен быть лишь немного меньше его кроны. Для растения в стиле каскад или полукаскад высота контейнера должна обеспечивать равновесие между последним и растением. Во всех остальных случаях высота контейнера равна диаметру ствола.
Высота растения зависит от его вида и может составлять от нескольких сантиметров до 2-х метров и более, однако наиболее распространены растения в 25–90 см высотой.
Как создать? Для создания растения-бонсаи необходима предварительная подготовка в течение нескольких лет.
Классический подход — выращивание растения из семени или черенка. Такое растение начинает свой путь к бонсаи в обычном (т.е. высоком) горшке, где растет и достигает желаемой толщины. Потом приступают к формированию стебля, от посадки к посадке уменьшая горшок и соответственно подрезая корни.
Не менее интересен и другой способ — найти в лесу или в горах подходящий экземпляр, пересадить его в горшок и заняться формированием бонсаи после его укоренения. Сформированное таким образом растение может выглядеть как очень старое деревце, однако шрамов от обрезки на нем будет значительно больше, чем в первом случае.
Первичное формирование бонсаи предполагает обрезку верхней части растения и его корневой системы.
Корни аккуратно распутываются, а у широколистных растений даже отмывается почва. Вертикальные и стяжные корни удаляются как можно ближе к основанию, горизонтальные — так, чтобы растение помещалось в контейнер. При этом стараются сохранить максимум тонких корешков, на концах которых находятся корневые волоски — основной элемент корневой системы, всасывающий питательные вещества и воду.
Если же задумана композиция в стиле «обнаженные корни на камне», корневую систему прореживают так, чтобы корни хорошо выделялись на камне.
Затем по заранее обдуманному плану формируют крону деревца: обрезают лишние ветви, с помощью мягкой проволоки придают нужное направление ветвям и стволу.
После того, как бонсаи сформирован, регулярно — каждые 2–3 недели — проводят обрезку слишком длинных побегов, срезают лишние побеги, обрезают листья — то есть поддерживают заданную форму деревца. Обрезку листьев у крупнолистных видов проводят в мае-июне, сохраняя побеги — побеги и листья, появившиеся из проснувшихся почек, меньше по размеру и больше соответствуют миниатюрному деревцу.
У хвойных растений ненужные побеги выкручивают еще на стадии почек.
Как ухаживать? Это очень важный вопрос, на который можно ответить только в общем — более конкретные ответы получаешь лишь в процессе работы с бонсаи.
В контейнере для бонсаи должен быть хороший дренаж и желательно — несколько дренажных отверстий, закрываемых металлической сеткой, а не глиняным черепком, как при обычной посадке. Другое назначение этих отверстий — протягивание через них проволоки для укрепления растений в случае необходимости.
Землесмесь составляется питательная, хорошо водо- и воздухопроницаемая, содержащая водозадерживающие (глина или дерновая земля), разрыхляющие (туф и песок) и питательные элементы (лиственную землю).
Подкормку бонсаи проводят обязательно — в период роста — но используют 1/2 нормы удобрений, рекомендованной для подобных растений обычных размеров. При этом специалисты советуют использовать гранулированные, а не жидкие удобрения. Полив растений, стоящих на открытом воздухе, проводят ежедневно, а в сухую и жаркую погоду даже 2 раза в день; комнатные бонсаи высыхают медленнее, поэтому поливают их меньше — однако и те, и другие должны быть все время слегка влажными. Поверхность грунта у настоящих бонсаи покрыта мхом — это не только красиво, но и функционально оправдано: мох служит хорошим индикатором влажности почвы.
Если зимой бонсаи остается на улице, его нижнюю часть вместе с контейнером помещают в емкость с туфом или вносят в специальное помещение, где растение не будет подвержено слишком низким температурам — корневая система бонсаи очень уязвима в силу своей «неполноценности» по сравнению с обычными растениями. Именно в связи с повышенной уязвимостью своих корней растения-бонсаи боятся не только переохлаждения, но и перегрева, пересушивания и переувлажнения значительно больше, чем их родственники с нормальными корнями. И одним из основных принципов культуры бонсаи является постоянный поиск золотой середины в уходе за этими растениями.
Нельзя считать данную статью полным руководством по созданию растений-бонсаи — это лишь попытка пробудить интерес к древнему экзотическому искусству с красивым мелодичным названием...
М. Н. ГАЙДАРЖИ,
канд. биолог. наук,
ст. научный сотрудник
Ботанического сада
им. акад. А.В.Фомина

В заголовке использовано фото: Фиговое дерево

Рекламные ссылки на другие сайты