ГОЛОВНА
ГОЛОВНА Поиск
 

страницы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Зимние сады. Новое прочтение

ZOO-бизнес № 9-2005
«…редкостное удовольствие — открыть посреди зимы окно и вместо резкого зимнего воздуха вдохнуть живительные запахи весны…» — парижские газеты о зимнем саде принцессы Матильды Бонапарт, 1811 г.
В основе создания первых оранжерей — предшественниц зимних садов — лежало желание человека, чтобы поблизости от него произрастали растения, которые в природе рядом с человеком существовать не могли в силу непреодолимых климатических условий. И чем больше человек узнавал о таких растениях, тем больше ему хотелось, чтобы они были рядом, и желательно — всегда. Растения эти обязательно чем-либо привлекали его — красотой, ароматом, вкусом, оригинальностью. Фантастическая, казалось, неземная красота цветов, колдовские запахи пряностей, необыкновенно сочные вкусные плоды будоражили воображение, переносили человека в «райские кущи». Некоторые из экзотических диковинок ему удалось акклиматизировать, некоторые — нет. И от этого становились они еще более желанными. И вот, наконец, в XVI веке человек построил где-то севернее Альп разборный деревянный домик, остекленный с южной стороны и отапливаемый простыми печами, специально для зимнего содержания померанцев — так гласит история. Дальнейшее развитие оранжерей постепенно шло по пути технического и эстетического совершенствования сооружений для выращивания цитрусовых, подобно английским stove (что в переводе означает «печка», то есть «место, в котором тепло» — «теплица»). Вообще англичане проявили, пожалуй, наибольшее упорство в деле создания «тропиков на дому» и немало в этом преуспели. Однако настоящее изящество, красоту и шарм этой затее придали французы, введя в практику и в лексикон понятие «Jardin d'Hiver» — «Зимний сад» (Филипп Орлеанский в 1780 году велел выстроить его в парке Монсо). Ах уж эти французы. Конечно, кто же, как не они, первыми должны были почувствовать, что объяснения в любви и поцелуи зимой могут быть такими же страстными и романтичными, как и весной, если их перенести из жарко натопленного и задымленного помещения в атмосферу благоухающего экзотического сада. Прагматичными же англичанами двигали, видимо, иные побуждения. Шутки шутками, но именно неуемное желание англичан превратить Британские острова в «ботанический Эдем» сильно продвинуло вперед поиск и доставку в Европу все более прекрасных и необычных тропических и субтропических «экзотов». Справедливости ради следует признать, что к этому благородному (и очень прибыльному) делу приложили руку и немцы, и голландцы, и чехи, и поляки, словом — почти все европейцы. Однако главными «зачинщиками» были все же англичане. Усилиями именно английских предпринимателей была создана целая индустрия добычи и поиска новых экзотических растений. Добычей растений стали заниматься хорошо подготовленные, грамотные ботаники — профессиональные «охотники за растениями». Именно они сущест-венно обогатили не только оранжереи, но и сады растениями, которые мы сейчас считаем обычными садовыми обитателями, не подозревая даже, что их родина — Северная Америка или Гималайские горы. Множество необычных елей, сосен, тсуг, арумы и других хвойных и лиственных деревьев; магнолии, рододендроны, огромное количество кустарников, жасмин, далии, пионы, герани, бальзамины, тюльпаны, лилии — не перечислить всего, что подарили нам великие «охотники за растениями» — Традескан, Бартрам, Кэтсби, Ройл, Хукер. Это были смелые до отчаяния, знающие, трудолюбивые, увлеченные, романтичные люди, имена которых не только сохранены в истории науки, но и увековечены в названиях многих открытых ими растений.
Всю эту экзотическую роскошь необходимо было где-то содержать. И началось — оранжереи, теплицы, большие и малые зимние сады; садовники становились архитекторами, инженеры — садовниками. А новые растения везли и везли. Далеко в прошлом остались времена, когда недостаточный выбор растений восполнялся архитектурными изысками. XIX век стал «садовой вакханалией» в Европе. Обороты в этом бизнесе достигли фантастических размеров. А сколько сотен тысяч, даже миллионов растений было загублено — ведь не всегда сбором растений занимались специалисты. Часто растения присылались без каких-либо описаний условий произрастания. Несколько лет подряд европейские ботаники планомерно уничтожали поставляемые сотнями тропические орхидеи только из-за того, что не могли правильно подобрать для них грунт. Вот когда наполнялись страницы тогда еще не созданной Красной Книги!
Совместные усилия инженеров, архитекторов и ботаников увенчались в 1820 и 1850 годах эпохальными событиями в области строительства зимних садов. В 1820 году в Лейпциге ботаник-бизнесмен Брайтер открыл первый большой публичный зимний сад на 600 посетителей, в котором содержалось около 25000 различных растений. В 1850 году был создан грандиознейший образец зимнего сада — «Хрустальный дворец» — выставочный павильон на Первой всемирной выставке в Лондоне, автором которого был замечательный архитектор и садовник Джозеф Пакстон. И хотя Англия все еще оставалась ведущей державой в этой области, зимние сады уже активно строились по всей Европе, приобретая все более оригинальные, нередко национальные черты. Мода, деньги, технический прогресс с середины ХIХ века окончательно превратили бывшие оранжереи и теплицы в зимние сады, которые, в свою очередь, стали частью дома, продолжением жилого пространства.
ХХ век с его бесконечными войнами, конфликтами, социальными катаклизмами, обостренно болезненным стремлением человечества к космосу чуть было не стал абсолютно потерянным для истории создания и развития зимних садов.
Лишь два десятилетия назад человечество стало постепенно успокаиваться, вновь обратилось к живой природе и вспомнило о существовании таких прекрасных своих увлечений, как парки, сады, фонтаны, пруды и зимние сады.
Сегодня зимние сады переживают эпоху нового Ренессанса. Благодаря созданию новых, легких в обращении и уходе конструкций, современной техники остекления, новых светотехнических приборов, кондиционеров зимние сады возвращаются к нам в обновленном, иногда непривычном, оригинальном облике. Человечество и само сильно изменилось и желает видеть все (в том числе и зимние сады), по-новому — в «новом прочтении».
Нынешний человек все сильнее противится бесконечной урбанизации. Современные средства коммуникации делают его все более свободным и независимым. Появляется возможность полнее реализовать постоянное стремление человека к единению с природой. С другой стороны, экономические и технические возможности позволяют сейчас многим людям не только приблизиться к природе, но и приблизить природу к себе, ввести ее в свое жилище, на свое рабочее место, в места общения с другими людьми. Именно по этим причинам в последнее время резко возрос интерес к такой области человеческой деятельности, как садово-парковое искусство, ландшафтная архитектура. Особый интерес вызывают сейчас зимние сады. Теперешняя их роль более значительна и широка, более универсальна. Это уже не только дополнительное жилое пространство или место наслаждения природой в любое время года; «буфер» не только климатический, но и эмоциональный, и стилистический, более того — теперь это уже самостоятельная часть интерьера, призванная «раскрыть» дом и органично слить его с окружающей природой. Современные материалы и конструкции позволяют делать «зимний» сад «весенним», «летним», «осенним» — изменяя степень его открытости. В словосочетании зимний сад слово «зимний» постепенно утрачивает свой смысл и вскоре, по-видимому, будет заменено каким-либо более удачным. Возможно, это будет «домашний» сад; а, возможно, французы снова придумают что-нибудь изящное.
Впрочем, «творческие амплуа» нашего героя сегодня весьма разнообразны — от залов ресторанов до вестибюлей зданий транснациональных корпораций, от фойе театров до огромных публичных садов, эдаких ботанических феерий. При всем многообразии у нашего героя всегда была, есть и будет одна главная задача — максимально сблизить человека и природу, вернуть их друг другу.
В последнее время зимний сад в значительной мере обогатил свою «творческую палитру». На помощь растениям и архитектурному декору пришли целые фрагменты натурального ландшафта: скалы, водопады, пруды, стволы огромных деревьев. Все это сказочное растительное великолепие часто наполняется восхитительным пением птиц, успешно обживается рептилиями, рыбами и даже живыми тропическими мотыльками, палочниками, богомолами и пауками. Насекомые в большинстве случаев содержатся свободно, а рыбы, рептилии, птицы и млекопитающие — в красивых клетках, аквариумах и террариумах. Но бывает и иначе. Гуляющих по зимнему саду крокодилов и змей я, правда, не встречал, но вот гекконов и колибри в свободном содержании видел. Должен заметить, что у аквариумов и других водоемов в зимних садах особая роль — они помогают поддерживать необходимую влажность воздуха и украшают интерьер.
Не менее богато выглядит и жанровая структура современного зимнего сада. От разнообразия стилей захватывает дух. Основателю или хозяину есть из чего выбирать на свой вкус, характер, темперамент, мироощущение и, наконец, в соответствии со своими пространственными и финансовыми возможностями.
Сразу хочу уточнить значение термина «жанр» в нашем повествовании. Ваш покорный слуга применяет этот термин, возлагая на него большую часть значения таких слов, как «область применения», «назначение», «местоположение», то есть выражений, указывающих на то, где и для чего строится данный зимний сад. Ведь именно место и цель существования определяют ритм, характер, стиль и, если угодно, фабулу, то есть жанровые признаки зимнего сада. Как было сказано выше, структура нынешних зимних садов весьма разнообразна — это и «камерное произведение», где миниатюрный ручеек, филодендрон и папоротники создают изящную мелодию внутри дома; и грандиозное «симфоническое сочинение», где число и разнообразие «исполнителей» поражают воображение посетителей публичного шоу-сада; и фривольная «оперетта», где цветы орхидей, антуриумов, фуксий, бальзаминов, сменяя друг друга, веселят людей в зале кафе или ресторана. И, наконец, великое множество «песен», «романсов» и даже «частушек» в виде миниатюрных композиций на верандах, лоджиях, во всевозможных проемах и на подоконниках.
В пределах избранных «жанров» они рассыпаются на множество стилей — викторианский, средиземноморский, мавританский, восточный, натур-герден, даже хай-тек; и, наконец, как знамение времени — эклектическая смесь разных стилей. Главное — почти всегда в них сущест-вует композиция, которую часто определяют именно стилистические акценты. Разумеется, стиль сада должен быть органично связан со стилем всего здания.
Самое трудное в процессе проектирования зимнего сада — согласовать эстетику, биологию и географию. В угоду эстетике садоводческие интересы иногда отступают на второй план, но пренебрегать ими нельзя — против физиологии растений не пойдешь. А от географического положения (ориентации относительно сторон света) зависит, какими растениями воспользоваться. Но все же главное — эстетика. И сегодня есть возможность удовлетворить все эстетические требования — средства технического обеспечения почти совершенны, а выбор используемых растений почти безграничен.
Сергей Николаевич Семенов,
ландшафтный архитектор,
г. Киев

Рекламные ссылки на другие сайты